• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка образовательных достижений: системный подход

6 марта состоялся очередной семинар Института развития образования НИУ ВШЭ. С докладом «Разработка эталонов в системе оценки образовательных достижений в разных странах: опыт SABER и READ» выступила специалист Всемирного банка Маргарет Кларк.

Чтобы руководство страны знало, как развивается национальная образовательная система, каково ее место в мировом контексте, необходимо ориентироваться на определенные стандарты учебных достижений. Эксперты Всемирного банка видят свою задачу в том, чтобы предоставить странам такие стандарты — эталоны развития образовательной системы.

Маргарет Кларк, исследовавшая проблемы образования в Эфиопии, Индии, Иордании, Косово, Монголии, представила последние проекты, которыми она занимается — SABER и READ. Их цель — помощь развивающимся странам в совершенствовании национальных систем оценки качества образования.

 

Что оцениваем?

READ, Российская программа содействия образованию в целях развития, была разработана в рамках сотрудничества правительства РФ и Всемирного банка для повышения качества образования и ликвидации пробелов в системе оценки результатов обучения. Участниками программы являются 8 государств — Ангола, Армения, Вьетнам, Замбия, Киргизия, Мозамбик, Таджикистан, Эфиопия. Бюджет программы составляет 32 миллиона долларов.

SABER, System Assessment and Benchmarking for Education Results, — программа Всемирного банка, которая направлена на создание разнообразных информационных ресурсов по всем ключевым направлениям образовательной политики: концептуальные подходы, диагностические инструменты и страновые обзоры, призванные помочь государствам в совершенствовании образовательных систем.

Как пояснила докладчик, «под оценкой образовательных достижений понимается весь процесс сбора, анализа и интерпретации информации о том, что учащийся знает, понимает и умеет. Система оценки представляет собой сочетание государственной образовательной политики, организационной структуры и инструментов, направленных на получение и использование информации об учебных достижениях учащихся».

Концептуальная рамка системы оценки качества образования включает следующие этапы оценивания: внутриклассное оценивание; государственные экзамены; крупномасштабные образовательные обследования: национальные мониторинги и международные исследования.

Внутриклассное оценивание направлено на то, чтобы выяснить, на каком этапе обучения находятся ученики, куда им следует двигаться дальше и как сделать это наиболее эффективно.

Государственные экзамены, выпускные или вступительные, — это и аттестация учащихся, и их отбор: кто способен продолжить свое образование на более высоких ступенях (типичный пример — российский ЕГЭ).

Наконец, крупномасштабное тестирование позволяет узнать, как работает образовательная система страны в целом и как учатся школьники — в сравнении с другими государствами.

Главная задача всех этих методов оценки — получение данных о том, насколько в конкретной стране достигаются цели, предусмотренные государственной политикой, а также выявление факторов, которые могут влиять на учебные достижения школьников. Таким образом, внутриклассное оценивание, экзамены и мониторинги позволяют комплексно оценить качество обучения, включая деятельность образовательных учреждений, работу учителей и образовательные программы.

 

Как оцениваем?

При этом, как отмечает докладчик, исследователи не должны упускать из виду и сами процедуры оценки.

Качество системы оценки образовательных достижений связано с контекстом, в котором она существует. Прежде всего, это факторы, влияющие на способность стабильно и эффективно заниматься оцениванием, — государственная политика, финансовые возможности страны, организационные и человеческие ресурсы, включая квалифицированный персонал и саму систему подготовки кадров в сфере оценки образования.

Также качество системы оценки определяется тем, насколько она вписана в образовательную систему страны, соответствуют ли процедуры оценки целям обучения в данной стране, принятым государственным стандартам.

Наконец, значение имеет технология оценки — все, что имеет отношение к психометрике — дизайн тестирования, процедура проведения тестов и экзаменов, анализ и интерпретация полученных результатов.

Каждому элементу системы оценки соответствуют определенные индикаторы. На основании этих индикаторов можно оценить уровень развития системы оценки в каждом конкретном государстве. Эксперты Всемирного банка выделяют четыре уровня: латентный (latent), растущий (emergent), созданный (established) и продвинутый (advanced).

По словам Маргарет Кларк, «разработанные в рамках программы SABER эталоны — инструменты оценки качества образования — находятся в свободном доступе, и при желании их может использовать любой интересующийся образовательной тематикой».

Использование инструментария предполагает последовательное выполнение исследователями, экспертами Всемирного банка, четырех шагов. Это сбор данных, оценка полученных данных, разработка странового отчета, диалог с руководством страны о путях развития образования.

Сбор данных строится на основании внутриклассового оценивания, экзаменов и мониторингов.

Получив данные, исследователь проводит их тщательный анализ. В зависимости от того, как в стране отвечают на тот или иной вопрос, исследователь присваивает стране тот уровень, на котором, по его мнению, там находится система оценки образования. Например, если в стране нет стратегий развития образования, не определены цели образовательной политики, отсутствуют институты оценки, нет специально подготовленного персонала — это значит, что система оценки образования находится на «латентном» уровне развития. Если же все эти элементы системы оценки в стране есть, и более того, они постоянно совершенствуются, руководство страны поощряет развитие инноваций в оценочных процедурах, то можно говорить о «продвинутом» уровне системы оценки образовательных достижений.

Следующим шагом является подготовка отчета для страны.

Наконец, на основе полученных данных, составленного профиля страны, ее сильных и слабых сторон и сравнения этого профиля с передовыми странами эксперты анализируют возможности дальнейшего развития образования в этой стране.

 

Что имеем в результате?

В качестве примера использования инструментария докладчик привела анализ уровня систем оценки образования в странах — получателях помощи по программе READ.

Наибольшие успехи были достигнуты странами в государственных экзаменах — удалось перейти на «растущий» и даже на «созданный» уровень. В то же время крупномасштабные мониторинги в странах, которые получают помощь от России, особого развития не получили. По словам Маргарет Кларк, это может объясняться тем, что в развивающихся странах «экзамены традиционно использовались, чтобы разделять учеников на сильных и слабых, в то время как дорогостоящие широкомасштабные мониторинги — неизведанная область». Например, в Анголе и Таджикистане такие мониторинги вообще не проводятся, эксперты фактически ничего не знают об уровне достижений школьников в этих странах, соответственно нет данных, которые можно было бы использовать для повышения качества образования и развития государственной образовательной политики.

Внутриклассовое тестирование в странах участницах программы READ также не поднимается выше «растущего» уровня. А в некоторых странах, например, Эфиопии и Киргизии — оно все еще на «латентном уровне», то есть в этих государствах нет тактических и стратегических соображений о том, как и зачем нужно проводить внутриклассное оценивание школьников. Каждый учитель проводит его так, как считает нужным, и никаких педагогических тренингов в данной сфере не организуется.

Таким образом, каждая страна благодаря проведенным исследованиям узнала массу нового о своей образовательной системе, и из Фонда программы READ были выделены средства на развитие тех или иных разделов оценки образования. В основном страны фокусируются на том, что у них и так на относительно неплохом уровне — на совершенствовании государственных экзаменов. По данным за январь 2012 года, все страны-получатели помощи провели самодиагностику уровня своих систем оценки образования, а некоторые уже запустили программы развития, которые будут действовать до 2014 года.

В завершение своего выступления Маргарет Кларк представила перспективы дальнейшего развития проектов, в которых она участвует.

В рамках программы SABER планируется и дальше развивать механизмы и инструменты оценки образовательных достижений, но с учетом связей между оцениванием школьников и другими элементами образовательной системы — прежде всего, оценкой финансовых ресурсов, преподавательских практик и прочего.

Что касается программы READ, Всемирный банк планирует отслеживать ее реализацию в странах получателях помощи и контролировать полученные результаты.

 

Оценка образования в нашей стране

Дискуссант Галина Ковалева, директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, заметила, что ее переполняет гордость, так как Россия помогает другим странам — содержательно и финансово — в вопросах развития систем оценки качества образования. Что особенно важно, работа в рамках программы READ строится с привлечением квалифицированных экспертов, профессионалов своего дела, а также с применением самых последних разработок в области оценки образования.

В самой России уже давно развивается система оценки качества образования, и наша страна подошла к тому моменту, «когда налицо перегрузка образования различными системами оценки, когда на образование вываливается масса некачественных измерительных инструментов». По мнению дискуссанта, «у нас в стране недостаточно развит системный подход к оценке качества образования, и пока еще не сформированы жесткие рамки самого механизма оценивания».

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов полагает, что международные исследования учебных достижений бессмысленны без проведения крупномасштабных национальных мониторингов: «Слишком мало информации мы «вытаскиваем» из международных программ оценки». Почему, например, в PIRLS российские школьники стабильно в тройке лучших, а в PISA все далеко не так благополучно? Возможны ли эффективные стратегии управления качеством образования при плохом социально-экономическом статусе многих семей в России? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны дополнительные страновые исследования.

Подводя итоги семинара, директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что представленная методология оценки образования может быть весьма интересной, но основную информацию для размышлений дают все же межстрановые сравнения: «Ведь сама методология существует не для того, чтобы каждая страна могла оценивать только свои шаги. Методология разрабатывается и совершенствуется, чтобы на основе сравнения с другими странами можно было бы идентифицировать сильные и слабые стороны своей системы оценки качества образования».

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

53%

подростков, проживающих в селах, хотят уйти из школы после 9-го класса.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

12918

управленцев, исследователей и педагогов из регионов России, стран Восточной Европы и Центральной Азии приняли участие в обучающих мероприятиях Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ за четыре года его существования.

Валерий Зусман: В чем ценность точек роста

Корреспондент еженедельника «Биржа» Игорь Становов поговорил с директором филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, доктором филологических наук Валерием Зусманом о целях сегодняшней системы образования и ее ценностях.

Какие профессии понадобятся в системе образования будущего?

2 июня Агентство стратегических инициатив и Институт образования ВШЭ провели круглый стол на тему «Будущие профессии в образовании», после которого были подведены итоги конкурса студенческих эссе «Крылья образования» и первого этапа конкурса инновационных проектов в образовании.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.

Ходишь, ходишь в школу, а потом бац…

Большинство из нас вспоминает школьные годы с теплотой. Кому-то нравилось учиться, кто-то грустит о беззаботном времени. Мы спросили посетителей нашего портала, какой след оставила школа в их воспоминаниях, какую школу можно считать хорошей и как следует выбирать школу для своего ребенка.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.

«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»

«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на  семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.