Огни городов для сельских девушек
18 января на семинаре Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ с докладом «Образовательные и карьерные траектории сельских школьников: результаты опроса учащихся 9-11 классов сельских школ и их родителей в 2010 году» выступили директор Центра ИРО Татьяна Абанкина, научные сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ГУ-ВШЭ Анна Красилова и Гордей Ястребов.
Доклад был посвящен результатам сравнительного российско-китайского исследования карьерных планов и жизненных траекторий сельских школьников, проведенного, с российской стороны Институтом развития образования ВШЭ и Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ВШЭ. Россия и Китай — страны со сходной (во многом) социально-экономической ситуацией, в частности, в сельской местности. Именно поэтому сравнительное изучение мнений российских и китайских школьников может помочь в поиске эффективных путей решения проблем, существующих в сфере образования на селе
Исследование как с российской, так и с китайской стороны проводилось в четырех регионах разного типа. В России для обследования было выбрано по одному району Московской и Ульяновской областей, Республики Саха (Якутия) и Алтайского края. Результаты исследования карьерных предпочтений сельских школьников Китая будут получены весной. Вывод же относительно российских школьников вполне однозначен: сельская молодежь намерена ехать в города и поступать в вузы.
С городом и высшим образованием связывает свою дальнейшую жизнь абсолютное большинство сельских школьников. Уехать, чтобы учиться в вузе, намерено более 80% учеников 9-11 классов, опрошенных в Московской области, и более 90% опрошенных в Якутии. Родители в целом настроены относительно более пессимистично, однако среди них большинство также надеется на поступление детей в вузы. «Урбанистические» настроения старших школьников и их родителей Татьяна Абанкина связала в первую очередь с повсеместным введением ЕГЭ, который дает сельским школьникам шанс на получение высшего образования.
Правда, в ходе дискуссии на семинаре руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии Российской академии наук (РАН) Давид Константиновский отметил, что исследователи, возможно, несколько преувеличили число желающих поступить в вузы, опросив вместе учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. По мнению Константиновского, несмотря на обязательность полного среднего образования в нашей стране, на практике даже до девятого класса учатся не сто процентов российских школьников. После девятого класса примерно 30% ребят по-прежнему уходят из школы. Таким образом, считает Константиновский, ученики 10-11 и учащиеся 9 класса — это, по существу, две разные группы учащихся, а еще некоторое количество сельских жителей просто исчезло из поля зрения авторов исследования, уйдя из школы до девятого класса. Впрочем, Давид Константиновский в целом согласился с тем, что большинство сельских школьников намерены уехать в город и поступить там в вуз.
Среди факторов, влияющих на желание или нежелание учащихся выпускных классов сельских школ уехать в город и получить высшее образование, имеет значение уровень образования родителей — дети более образованных в целом больше настроены на поступление в городской вуз. Весьма неожиданным оказалось влияние гендерного фактора: на одну желающую остаться в селе девушку приходится в среднем более трех юношей. Это косвенно связано с уровнем успеваемости тех и других — успеваемость девушек в среднем заметно выше. Если составлять «собирательный портрет» человека, желающего остаться в сельской местности, то получится, что это юноша с низкой успеваемостью и родителями, имеющими собственное дело, — последнее является для сельской молодежи самым, пожалуй, значимым аргументом в пользу того, чтобы остаться в деревне.
Удаленность родного села от города также стимулирует молодежь к отъезду. Это не столь актуально для районов «маятниковой миграции», характерной, например, для жителей Московской области, — когда большое количество людей живет в сельской местности, но работает в городах и имеет возможность проводить там досуг. А молодежь из дальних сел, по выражению Татьяны Абанкиной, «влекут огни большого города», поэтому она в большей мере настроена на отъезд.
Профессии, которым хотели бы посвятить себя сельские школьники, могут удивить горожан: среди тех, кто уже определился с выбором направления подготовки, наиболее популярны педагогика и медицина. Авторы исследования склонны объяснять это некоторой инерционностью мышления. Кроме того, в сельской местности профессии врача и учителя по-прежнему весьма престижны. В целом, как подчеркивали докладчики, планы сельской молодежи относительно профессий остаются в значительной мере неопределенными. Большинство выступавших в дискуссии высказывалось резче: пока сельских школьников интересует в первую очередь наличие вузовского диплома, а не его качество или содержание.
Понятно, что мечты не всегда сбываются. В ходе исследования авторы задались вопросом, обладают ли сельские школьники навыками, полезными для городской жизни. Оказалось, что уровень компьютерной грамотности среди сельской молодежи весьма велик — большинство умеет пользоваться текстовыми редакторами и выходить в Интернет, некоторые владеют графическими редакторами, кое-кто умеет программировать. Среди тех, кто владеет компьютером, как и среди тех, кто знает иностранные языки, желающих поступить в городской вуз больше.
Готовность родителей помогать своим детям при реализации их планов также достаточно велика. В Республике Саха (Якутия) и Алтайском крае более половины родителей готовы оплачивать не только проживание своих детей-студентов в городе, но и их обучение в вузе. В Московской и Ульяновской областях скорее преобладают те, кто готов оплачивать или обучение, или проживание. Московская область выделяется тем, что сравнительно большое (относительно трех других регионов) количество родителей — около 20% — настроены на обучение детей исключительно за счет бюджета.
Вполне вероятно, что далеко не все сельские школьники, мечтающие об «огнях больших городов», смогут реализовать свои желания — как неоднократно отмечалось в ходе обсуждения доклада, для действительно массового поступления в вузы в сельских школах пока еще недостаточно хорошо сдают ЕГЭ. Даже в Якутии — чрезвычайно успешном регионе — «троек» по ЕГЭ в сельских школах многовато. Однако уже само стремление местной молодежи покинуть село говорят о многом.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.