Оценить влияние ЕГЭ на стратегии абитуриентов
Недавно коллектив исследователей из двух лабораторий ГУ-ВШЭ — Научно-учебной лаборатории «Институциональный анализ экономических реформ» (ЛИА) и Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики — получил грант Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. О проекте рассказывает младший научный сотрудник ЛИА Илья Прахов.
— Какова основная цель проекта?
—Проект носит название «Исследование институциональных изменений в системе российского высшего образования и поведенческих стратегий населения в контексте получения высшего образования (на примере единого государственного экзамена)». Цель исследования — оценка влияния введения института ЕГЭ и ценовой политики вузов на образовательные стратегии абитуриентов, а именно — практики подготовки к поступлению в вуз и выбора вуза. В рамках проекта мы планируем теоретически смоделировать взаимодействие между абитуриентами и вузами и предложить модель, с помощью которой можно было бы провести анализ последствий введения унифицированного экзамена. Модель поможет провести анализ изменения величины материальных затрат на подготовку к поступлению и обучение в вузе, а также затрат времени, связанных с подготовкой к поступлению. Кроме того — и это отличительная особенность проекта — мы собираем данные и будем тестировать гипотезы о статистически значимом влиянии введения ЕГЭ на характеристики образовательных стратегий абитуриентов: какие виды подготовки выбирают абитуриенты, какова продолжительность и стоимость подготовки к поступлению, каким образом происходит выбор вуза.
— Кто принимает участие в реализации проекта?
— Над этим проектом работает небольшой коллектив: руководитель ЛИА (Научно-учебная лаборатория «Институциональный анализ экономических реформ») Мария Юдкевич, заведующий ЛАМИД (Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики) Григорий Андрущак и я. На разных этапах работы к проекту будут привлекаться студенты-стажеры.
— В чем, на ваш взгляд, актуальность темы исследования?
—Проблемы доступности и качества высшего образования являются приоритетными задачами для государства. Одной из причин введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования и борьба с неформальными платежами, широко распространенными на подготовительных курсах и занятиях с репетиторами. Более детальное изучение образовательных стратегий абитуриентов позволит дать ответ на вопрос о том, как введение ЕГЭ повлияло (и повлияло ли) на то, каким образом абитуриенты готовятся к поступлению в вузы.
— Как появилась идея провести подобное исследование?
— Три года назад мы попробовали изучить стратегии подготовки к поступлению и выбора вуза. Напомню, что тогда вузы обладали большей свободой при проведении вступительных экзаменов, в частности, они могли самостоятельно определять набор и формат вступительных испытаний. В подобной ситуации сама подготовка и процесс поступления для абитуриентов становились непрозрачными: платежи за подготовительные курсы при вузах и оплата занятий с репетиторами превращались в скрытую форму взятки, необходимой для успешного поступления. В условиях отсутствия гарантий и полной неопределенности результата абитуриенты были вынуждены на ранних этапах подготовки «привязывать» себя к определенным вузам, готовясь к специфическим вступительным испытаниям по программам конкретных институтов и университетов. Таким образом, возможности выбора вуза изначально сужались. Кстати, по результатам исследования 2007 года был выпущен Информационный бюллетень.
С 2009 года все российские вузы (за редким исключением) должны принимать результаты ЕГЭ. Единый государственный экзамен стал унифицированным инструментом приема в вузы. Необходимо с одной стороны изучать влияние ЕГЭ на политику вузов: каким образом вузы реагируют на ограничения, связанные с проведением собственных вступительных испытаний. А с другой стороны, важно исследовать образовательные стратегии абитуриентов, точнее — каким образом после введения ЕГЭ абитуриенты меняют свои стратегии. В настоящее время мы проводим опросы абитуриентов, похожие на те, что были проведены три года назад. У нас появилась уникальная возможность не только изучить стратегии подготовки к поступлению в вуз и паттерны выбора вуза, но также оценить эффекты от введения унифицированного вступительного экзамена.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Андрущак Григорий Викторович
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
Ученые ВШЭ — среди победителей «молодежных конкурсов» Президентской программы РНФ
Российский научный фонд подвел итоги конкурсов 2024 года на получение грантов по мероприятиям «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов. В первой категории победителями названы пять проектов НИУ ВШЭ, а во второй обладателями гранта стали четыре молодежные научные группы.
40 аспирантов Вышки стали победителями конкурса РФФИ
Российский фонд фундаментальных исследований подвел итоги первого конкурса проектов, выполняемых аспирантами, обучающимися в российских вузах и научных организациях. Среди победителей, чьи проекты будут поддержаны в течение следующих двух лет, — 40 аспирантов из НИУ ВШЭ.
Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ
16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.
10 научных проектов НИУ ВШЭ получили гранты РНФ
Они стали победителями конкурса 2019 года, направленного на поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными группами.
Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов
Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.
Go Global: как получить грант на обучение в магистратуре нижегородской Вышки
Нижегородский кампус ВШЭ совместно с университетами Иоганна Кеплера (Австрия) и Бергамо (Италия) реализует магистерскую программу «Управление бизнесом в глобальных условиях». До 16 апреля у абитуриентов есть возможность принять участие в конкурсе грантов, которые покроют стоимость обучения на ней. Рассказываем, как это сделать.
Заведующий лабораторией Вышки Александр Милкус возглавил общественный совет Министерства просвещения
При Министерстве просвещения РФ создан общественный совет по проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности. Его председателем единогласно избран заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.
Вышка получила грант РНФ на проект по моделированию поведения сложных систем
В реализации проекта под руководством Андрея Устюжанина будут участвовать сразу три лаборатории факультета компьютерных наук в сотрудничестве с исследователями ЦЕРН. Результаты их работы смогут найти применение в физике частиц, астрофизике и при прогнозировании погоды.
ВШЭ запускает новый конкурс российских постдоков
Гранты на финансирование работы постдоков в университете будут распределены по результатам конкурса среди подразделений Вышки, заявки от них принимаются до 1 марта. Отбор самих постдоков будет проходить в апреле и мае.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.