Проверка знаний: лингвисты готовят плакаты, а дизайнеры проводят модный показ
Уже не первый год в Вышке экзамены и защита курсовых на некоторых программах проходят в разных необычных форматах. Расскажем о нескольких таких примерах.
Постеры приняты и на научных конференциях
С 2012 года студенты второго курса образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» защищают курсовые в формате постеров.
В этот раз работы разместили в коридорах корпуса Школы лингвистики и в отдельной аудитории. Каждый постер оценивало несколько преподавателей. Тематика работ была разнообразной: «Частотные эпитеты в лирике Пушкина», «Лингвистические игры для поддержки малых языков России», «Разработка платформы для корпуса сообщений электронной почты», «Усвоение существительных и глаголов у детей дошкольного возраста», «Ареальное исследование числительных в Южной, Центральной и Северной Америке» и прочее.
«Постеры (стендовые доклады) — это один из основных жанров подачи информации на современных конференциях. А вот составление постера — особое искусство, которому нужно учиться, — рассказывает академический руководитель программы Юрий Ландер. — Как правило, студент излагает основные тезисы доклада и иллюстрирующий их материал на большом листе (обычно формата А0 или А1). Постер должен быть завлекательным и легко читаемым, то есть без мелкого текста. Одна из особенностей постерной защиты в том, что студенты обсуждают свои работы не только с преподавателями и однокурсниками, но и с учащимися других курсов. Обсуждение доклада проходит как неофициальная беседа, не особо ограниченная во времени». Обсудить работу в этом случае можно намного подробнее, чем, скажем, за те десять минут, которые отводятся на вопросы в ситуации обычной презентации доклада.
«Конечно, такой жанр нередко критикуется, поскольку постер содержит намного меньше информации, чем, скажем ppt-презентация или хэндауты (раздаточные материалы), — говорит Ландер. — С другой стороны, полный текст доклада или материалы к нему часто есть у докладчика, так что слушатели при желании сразу могут с ними ознакомиться. Вторая особенность постерной защиты в том, что преподаватели стараются посмотреть как можно больше работ, а не только те, которые они предварительно отобрали для оценки. В-третьих, несколько постеров — это уже выставка. Оформление постера — результат творчества студентов, они печатаются в разных цветах, и потому такие защиты — это, несомненно, научный праздник».
Лучшие работы студентов впоследствии украсят стены одной из аудиторий.
Экзамен, который помогает с работой
А студенты выпускного курса бакалаврской программы «Менеджмент» с прошлого года на госэкзаменах решают кейсы. Это формат, помимо прочего, еще и помогает выпускникам подготовиться к приему на работу.
Государственная итоговая аттестация на бакалаврских программах по менеджменту в российских вузах обычно состоит из двух элементов — устного госэкзамена и защиты выпускной квалификационной работы. Но в 2013 году по инициативе декана факультета бизнеса и менеджмента Николая Филинова и руководителя методического центра Александры Серовой началась разработка нового формата госэкзамена — с кейсами.
В течение полутора лет группа преподавателей факультета изучала опыт ведущих зарубежных университетов, профессиональных ассоциаций, разрабатывала кейсы, тестировала их и т.д. Обновленный формат впервые был использован в 2015 году.
Выборочные опросы студентов и преподавателей уже в год запуска показали, что обе стороны удовлетворены новым форматом больше, чем старым
Теперь госэкзамен состоит из двух частей. Первая — достаточно привычная, письменная, в виде теста (закрытых вопросов на проверку знаний по ключевым дисциплинам профессионального цикла). А вот вторую, устную, часть экзамена, составляет решение кейса. Получив его, студент в течение полутора часов должен подготовить презентацию решения и защитить его перед комиссией. Кейсы основаны на историях реальных компаний, работающих в России и за рубежом, и сталкивающихся с вполне конкретными проблемами (например, вывода нового продукта на рынок, его дистрибуции и т.п.).
Кейс-формат госэкзамена позволил наряду с теоретическими знаниями оценивать уровень умений и навыков студента по выделению управленческой проблемы, выбору методов и инструментов ее решения, обоснованию принимаемых решений.
«Такой формат госэкзамена существенно сложнее в подготовке и проведении, чем традиционный устный госэкзамен по менеджменту, — говорит академический руководитель образовательной программы «Менеджмент» Марина Дворяшина. — Тем не менее выборочные опросы студентов и преподавателей уже в год запуска показали, что обе стороны удовлетворены новым форматом больше, чем старым».
Позитивная реакция студентов во многом объясняется тем, что практика использования кейс-формата при приеме на работу на управленческие позиции становится все более распространенной. То есть выпускной экзамен в Вышке — это еще и хорошая «тренировка» перед похожим испытанием в компаниях.
Преподаватели же получают возможность комплексно оценить качество знаний и умений своих студентов. «При этом существенно повысился уровень вовлеченности в обсуждение кейса всех участников экзаменационной комиссии, — считает Марина Дворяшина. — Экзамен действительно стал соответствовать своему статусу междисциплинарного».
Модный показ: все по-настоящему
Уже не первый год защита учебных работ студентов профиля «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит в формате отчетного показа коллекций одежды.
«Наш учебный процесс максимально близок к реальной работе дизайнера одежды и показ — один из главных составляющих обучения, — рассказывает куратор профиля «Мода» Анзор Канкулов. — Это не экзамен в привычной форме проверки знаний, когда вы пересказываете то, что выучили за год. Нам важно художественное видение студента. Модный показ — результат визуальных исследований студентов, своеобразное подведение итогов учебного года для всех курсов как бакалавриата, так и магистратуры. Но это только часть просмотра студенческих работ. Традиционно финальный просмотр состоит из двух частей. Первая часть — это собственно просмотр, то есть презентация коллекции в ее развитии, с подготовительными материалами, мудбордами (визуальными представлениями дизайн-проекта), исследованием, эскизами и самими вещами. Вторая — показ, то есть представление коллекции на подиуме с участием моделей. Сначала комиссия оценивает презентацию, а на показ мы обычно приглашаем зрителей: от преподавателей до друзей».
Коллекция готовится в течение года. Студенты придумывают идею, концепцию показа и соответствующее оформление, разрабатывают и шьют костюмы. Случается, что кроме создания одежды ребята берут на себя дополнительные обязанности: кто-то отвечает за режиссуру, кто-то — за выбор моделей, макияж и прочее. Все это происходит во взаимодействии и под руководством кураторов курсов. Они помогают, если есть необходимость, найти моделей, помочь с общим оформлением показа, с музыкой и другими деталями. Во время работы над коллекцией у студентов есть возможность советоваться с профессионалами fashion-индустрии.
«Конечно, коллекция первокурсников не такая масштабная, как у студентов старших курсов, и все же они стараются показать максимум, на который способны. Мы видим, что нашим студентам действительно есть, что сказать. Их работы интересно обсуждать. И каждый раз мы с радостью отмечаем, что среди наших студентов есть действительно очень талантливые ребята», — говорит Канкулов.
Увидеть примеры лучших работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ все желающие смогут 30 июня в рамках проекта #ЗАЦЕНИВШЭ. Место проведения: универмаг «Цветной» (Цветной бульвар, 15, стр. 1).
Дворяшина Марина Михайловна
Доцент кафедры стратегического маркетинга
Канкулов Анзор Жамалович
Преподаватель Школы дизайна
Ландер Юрий Александрович
Доцент Школы лингвистики
Серова Александра Владимировна
Руководитель методического центра
Филинов Николай Борисович
Декан факультета бизнеса и менеджмента
Вам также может быть интересно:
Системы оценки качества образования: нет идеала…
14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.