Умер Егор Гайдар
Человек, который вошел в историю. Человек, изменивший экономику России в большей мере и на более долгий срок, чем Витте или Столыпин.
Человек, прекративший агонию советской административной экономики в момент, когда реальными исходами могли быть дальнейший распад страны или военная диктатура и мобилизационная экономика.
Человек, подкрепивший уже наэлектризованный воздух российской политической свободы ее необходимым, до того отсутствовавшим, условием — свободой экономической.
Человек, сознательно отдавший свое имя и свое политическое будущее исторической необходимости такого поступка. До сих пор популярность Гайдара в народе скорее отрицательна: народ, как и короли, не любит тех, кто приносит им плохие вести.
На рубеже времен именно Гайдар оказался способным на поступок. Этого не могли простить ему те современники, кто не использовал своего шанса и так и остался вечным резонером или тем, «кто просто выживал» (как Сийес охарактеризовал свои свершения во время якобинцев).
Уважения заслуживает судьба Гайдара «после власти». Он не делал свое имя разменной монетой, не менял убеждений. Он вернулся в ту среду, в ту работу, из которой был призван во власть — работу профессоров и экономических консультантов.
Вместе с Горбачевым и Ельциным Егор Гайдар навсегда останется фигурой, открывающей историю новой России и российской демократии. С каждым годом мы будем все более справедливо оценивать свою историю.
Егор — тебе воздастся по справедливости.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов
http://www.rian.ru/analytics/20091216/199662741.html
Дорогие коллеги, друзья!
С глубокой болью в душе узнал о безвременной кончине дорогого всем нам Егора Гайдара. Меня с ним связывают долгие годы совместной работы в самых разных сферах — науке, политике. И каждый шаг на этом пути сформировал в моей памяти цельный образ Егора, как доброго и отзывчивого человека, высококлассного специалиста и ученного, постоянно целеустремленного в Творчество, политика, который перевернул представления о жизни в нашей стране. Таким я его буду помнить всегда.
Выражаю мои глубокие соболезнования в связи с невосполнимой утратой.
Президент ГУ-ВШЭ, Президент РСПП Александр Шохин
Егор Тимурович Гайдар — один из самых великих людей нашего времени, это очень близкий мой друг, единомышленник.
Гайдар в критический момент принял на себя ответственность за решение о переходе России к рыночной экономике. Было принято несколько важнейших решений — открытие рынка, либерализация цен, приватизация. После этого страна повернула от плановой к рыночной экономике, что позволило ей нормально работать и развиваться. Это самое большое достижение за последние сто лет в нашей экономике.
Егора Тимуровича Гайдара люди воспринимали по-разному. Обычные люди не видят «с короткого расстояния», и от них не всегда приходится ждать правильной оценки труда. Люди же, которые понимали, где тогда находилась Россия и что сделал Гайдар для того, чтобы страна развивалась, также понимают, что Гайдар — один из самых великих деятелей нашей страны.
Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин
Егор Тимурович Гайдар был для России тем человеком, который вывел наш народ из царства коммунистических фараонов и привел его в страну по многим причинам не очень обетованную, за что по-рыцарски взял на себя ответственность. Именно ему выпала судьба пройти этот крестный путь на свою Голгофу. Однако и много лет спустя, когда Россия уже шла иными дорогами, он не снимал с себя ответственность за то, в чем в действительности его вины и, следовательно, долгов не было. Шоковость 1992 года была не виной Егора Тимуровича Гайдара, а судьбой страны, поверившей когда-то «товарищам» и все еще во многом ностальгирующей по временам, этими «товарищами» организованным. По существу, Егор Тимурович Гайдар тогда сделал то, что было исторической ответственностью Б. Н. Ельцина. И благодаря этому его деянию Б. Н. Ельцин смог сохраниться как президент и довести страну до времен В. В. Путина. То есть фактически Егор Тимурович Гайдар принес свою судьбу в жертву будущему России, будущему без «товарищей». Но все эти 17 лет он, конечно, страдал. Страдал от несправедливости толпы, которая во все советские времена ненавидела и сегодня ненавидит образованность, интеллект и культуру. Впрочем, он не одинок в этой своей судьбе. Ведь кумирами этой толпы не были и А. Д. Сахаров, и Д. С. Лихачев, и А. И. Солженицын.
Для НИУ ВШЭ особенно важно то, что среди многих дел Егора Тимуровича Гайдара самым удачным его проектом, а, возможно, и одним из самых удачных проектов во всей истории постсоветской России был проект, который назывался сначала как Высшая школа экономики, потом Высшая школа экономики (государственный университет), потом Государственный университет — Высшая школа экономики, потом Государственный университет — Высшая школа экономики при Правительстве России и, наконец, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики при Правительстве России.
С 27 ноября 1992 года, когда премьер-министр Е. Т. Гайдар подписал постановление Правительства РФ о создании ВШЭ, прошло 17 лет. Егор Тимурович мечтал и надеялся, что этим своим действием он даст путевку в жизнь новому вузу, который когда-то сможет стать инновационным лицом университетского сообщества новой России. Сегодня, прощаясь с этим выдающимся деятелем нашей страны, чье натруженное сердце не выдержало бремени выпавших на его долю трудов и страданий, мы, «Народ Вышки», можем отдать дань его заслугам не только размышлениями о нем как о крупном ученом и организаторе экономической науки, не только вечной благодарностью за то «родительское» для нас постановление, но и демонстрацией его мечты, которую мы с гордостью можем посвятить его светлой памяти.
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов
«Я выражаю глубокие соболезнования в связи со смертью Егора Гайдара, он взял на себя ответственность за будущее страны, когда почти никто не знал, что и как делать», — сказал Явлинский РИА Новости и отметил, что «история новейшей России навсегда будет связана с его именем».
Профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Григорий Явлинский
Егор Тимурович возглавлял кафедру на нашем факультете, со студентами работали сотрудники его института. На следующей неделе мы собирались встретиться с ним и обсудить планы дальнейшего сотрудничества — расширения спектра деятельности кафедры, в том числе чтения курсов на других факультетах. Смерть Егора Гайдара — тяжелая утрата для всех нас.
Декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов
Егор Тимурович — это фигура, безусловно, незаурядная, которая могла возникнуть только в России в период революций. Безусловно, честный ученый. Человек, при всех моих глубоких идейно-политических разногласиях с ним, искренне верящий в свое дело и благосостояние страны, в отличие от многих его коллег и соратников. Человек, с моей точки зрения, искренне заблуждавшийся. Точно не корыстный, не коррупционер — этого о нем никто и никогда не мог сказать.
Человек, которого несли паруса изменений. Человек, который от заведующего лабораторией Института системных исследований оказался редактором сначала журнала «Коммунист», потом редактором отдела газеты «Правды». Человек, который выдвинулся на проектах реформирования экономики, был востребован. Человек, который получил возможность в значительной мере реализовывать свои идеи.
На мой взгляд, провал его реформ — это не только и не столько недостатки его видения, это было общее состояние экономической и социальной науки. Та ее часть, которая считала себя либералами, верила в то, что достаточно перенести хорошо оправдавшие себя инструменты Запада, и все будет хорошо. Это не его личное заблуждение, это было широкое убеждение тех людей, которые считали себя прогрессистами в стране.
Тем не менее, я думаю, что все-таки следует говорить об исторических заслугах. «Делай что должен, и будь что будет». С огромной самоотдачей (и это привело к ранней смерти) он делал то, что считал необходимым, делал с отдачей, на разрыв аорты. Вне зависимости от результатов его деятельности, это все-таки пример искреннего служения стране.
Профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ГУ-ВШЭ Иосиф Дискин
http://actualcomment.ru/news/8695/
Мне довелось тесно общаться и работать с Егором в течение 10 лет, почти совпавших с 1980-ми годами, особенно интенсивными эти контакты были в первой половине периода, когда мы вместе работали в тогдашнем ВНИИСИ — Институте системных исследований.
Егор пришел во ВНИИСИ сразу после защиты кандидатской диссертации, когда ему еще не было 25 лет. Так случилось, что наше знакомство произошло в ходе выполнения первого служебного задания. В этом небольшом эпизоде он раскрылся очень ярко: несмотря на новую для себя обстановку, быстро оценил ситуацию, сразу взял на себя инициативу, четко и прагматично наметил пути решения задачи. При этом Егор внимательно и конструктивно относился к любым предложениям, стремился находить согласованные решения, был готов к компромиссам. Работать с ним было легко и комфортно. Мягкость и деликатность в общении с коллегами сочеталась в нем с поразительной целеустремленностью собственных занятий, а конкретность и прагматичность задач, которые он ставил перед собой, удивительным образом уживалась с широтой интересов, которые охватывали и философию, и историю, и литературу и многое другое.
В отличие от академического ученого, который может мыслить предельно широко и исторически масштабно, но при этом смотреть на происходящее как бы со стороны, дистанцированно, Егор, мне кажется, уже тогда — возможно, по примеру своего знаменитого деда — сознавал себя активным и ответственным участником исторического действа. Только этим осознанием я могу объяснить и те решения и поступки, которые происходили на моих глазах в начале его карьеры, и его последующую трагическую судьбу.
Егор не был суперменом: у него были свои слабости, в его жизни случались разочарования и минуты нерешительности. Но прежде всего это был человек редкого интеллекта, упорства и самоотверженности. Таким Егор Гайдар и останется в памяти.
Олег Ананьин, заведующий кафедрой экономической методологии и истории ГУ-ВШЭ