Доклад «Экономические аспекты организации вагонопотоков на сети железных дорог»
26 февраля 2019 г. состоялось очередное, тринадцатое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре выступил заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», доктор технических наук, профессор Александр Трофимович Осьминин с докладом: «Экономические аспекты организации вагонопотоков на сети железных дорог».
Доклад был посвящён механизмам расчета плана формирования поездов на основе принципов финансовой безубыточности с использованием автоматизированной системы расчета плана формирования поездов (АС РПФП)
Для обеспечения автоматизации бизнес-процессов в ОАО «РЖД» используется АС РПФП, разработанной учёными Петербургского государситвенного университета путей сообщения (ПГУПС) под руководством А.Т. Осьминина. Подсистемы АС РПФП обеспечивают автоматизацию анализа плана формирования грузовых поездов и маршрутов, а также выявление и анализ отклонений от плана. За счет структурированной информации о вагоно- и грузопотоках, привязанных к сети железных дорог, возможности получать и анализировать ее за любой период, АС РПФП позволяет оценивать эффективность плана формирования грузовых поездов.
Докладчик изложил основные принципы организации вагонопотоков, которые, в частности построены на том, что при выборе вариантов сравниваются расходы вагоно-часов на маневровую работу и на накопление составов на сортировочной станции и экономия вагоно-часов при проследовании станций без переработки и оптимальный план формирования должен минимизировать эти расходы. Проф. Осьминин подчеркнул, что «собственно вся система организации вагонопотоков направлена на решение этой экономической задачи».
«При этом, процесс принятия решений на краткосрочном отрезке времени никогда не может быть оптимальным, ввиду того, что и решения принимаемые в режиме реального времени не могут быть оптимальными, поэтому существует набор т.н. «технологических форм», включающих в себя график движения поездов. План формирования является связующим звеном между погрузкой грузов и графиком движения поездов».
Проф. Осьминин обрисовал две конкурирующие парадигмы в управлении эксплуатационной работой: «Существуют две крайние полярные точки зрения на эксплуатацию (и обе, заметим, вызывают сомнение). Первая - график движения поездов – «железный» закон (как минимум на год), роль оперативного управления при этом сведена до минимума и состоит в контроле за выполнением графика и соответствующих норм. Вторая - график строится исключительно для расчета потребной пропускной способности, тяговых ресурсов, технических средств, формирования бюджетов. А основа – это непрерывное диспетчерское руководство, регулирование движением, что, по сути, заменяет собой график. Но и оперативное регулирование, вызванное неравномерностью эксплуатационной работы, должно учитывать разработанные нормативы и опираться на действующие план формирования и график движения поездов. Управление предполагает активное воздействие на процесс, а не непрерывное приспособление к случайно складывающейся ситуации.»
И сделал следующий вывод: «Оперативное решение на короткий промежуток времени, пусть даже созданное самыми современными интеллектуальными системами, никогда не будет оптимальным, так как глубина перевозочного процесса во времени значительно больше периода оперативного управления. Кроме того, неминуемое отставание информации с «поля» о многочисленных влияющих факторах, приведет к разрывам между фактической ситуацией в перевозочном процессе и проектом ее решения.
Выполнение графика невозможно вне оперативной обстановки, оперативного регулирования и не должно превращаться в жесткую норму»
Во время ответов на вопросы докладчик подчеркнул, что вычислительная сложность такой задачи, как оптимальная организация вагонопотоков, слишком велика и поэтому, строго говоря, она не поддаётся решению математическими методами и решается приближёнными способами. И именно поэтому в этом вопросе так велика роль квалификации персонала, занятого в сфере организации перевозок: там, где невозможно строгое решение, полученное вычислительными методами, большую роль играет знание местных условий сотрудниками диспетчерского аппарата и возможность оперативного принятия решений, корректирующих управленческие решения, спущенные «сверху».
Оппонентами/содокладчиками выступили:
- Левин Дмитрий Юрьевич– доктор технических наук, профессор Российского университета транспорта (МИИТ);
- Шаров Виктор Александрович– доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Российского университета транспорта (МИИТ).
Модератором семинара выступил к.э.н., доцент РОАТ РУТ (МИИТ), эксперт НИУ ВШЭ Ф.И. Хусаинов.
В дискуссии приняли участие представители транспортного бизнеса, вузов, общественных бизнес-организаций.
По итогам семинара, по сложившейся традиции, Ф.И. Хусаинов вручил докладчику книгу. На этот раз это была «Дорога к рабству» Фридриха фон Хайека. При вручении книги, Ф.И. Хусаинов отметил, что некоторые идеи Хайека, касающиеся невозможности планирования и расчёта и роли спонтанных порядков, частично пересекаются с некоторыми идеями, высказанными докладчиком и развитыми им в ответах на вопросы слушателей семинара.
Так же, по традиции, самые активные слушатели семинара получили в подарок книги Ф.Доббина о зарождении железных дорог в США, Великобритании и Франции.
Текст: Фарид Хусаинов
Фото: Фарид Хусаинов, Елена Сапунова