Выпускной в формате TED: в Вышке прошел спич-концерт «Мир, придуманный нами»
Рассказать о своем исследовании, увлечении всей жизни, вдохновить на свершение, выдать неожиданный инсайт — и все это за 6–8 минут. Кратким и ярким выступлениям в Вышке учат в рамках факультатива «Популяризация науки на TEDx». Свои короткие лекции, посвященные научным решениям рабочих и бытовых проблем, выпускники этого курса — студенты ВШЭ и других вузов — представили на спич-концерте «Мир, придуманный нами».
Владимир Сыченков
Факультатив «Популяризация науки на TEDx» — авторский спецкурс, запущенный доцентом Института медиа Владимиром Сыченковым. Его слушатели в течение трех месяцев изучают риторические инструменты, которые позволяют делиться открытиями и знаниями с максимально разнообразной аудиторией, при этом сохраняя экспертный уровень. Ярко преподнести науку публике — главная задача того, кто готовит здесь речи в стиле TED. Спецкурс могут пройти как студенты Вышки, так и учащиеся других вузов.
Полина Меньшова
«Мы часто сталкиваемся с ситуациями публичных выступлений, когда нам нужно презентовать проект на работе или кратко рассказать новому знакомому, чем мы занимаемся. На факультативе студенты получают прикладные навыки, выходящие далеко за пределы формата TED Talks», — отмечает преподаватель курса, главный редактор научно-популярного издания «Изборник» Полина Меньшова.
Освоить навыки мало, нужно еще и тренироваться в применении их на практике, в том числе за счет публичных выступлений. На концерте «Мир, придуманный нами» своими знаниями и открытиями поделились 11 спикеров.
Как вести бизнес с китайцами
Студентка первого курса ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ Ульяна Трифонова свое выступление посвятила построению бизнес-диалога с китайскими партнерами. Общаясь с азиатскими коллегами, представителями деловых кругов, недостаточно просто знать язык визави, важно понимать культурные особенности и традиции страны, с которой хочешь наладить сотрудничество. И в случае с Китаем нюансов очень много.
Во-первых, обратила внимание Ульяна, мы по-разному воспринимаем время. Европейцы, к которым относятся и жители России, — люди монохронные: мы выделяем прошлое, настоящее и будущее, на одно дело отводим определенный отрезок времени. Китайцы же — полихронные, они воспринимают время как «нечто единое, одну большую ленту». «В китайской культуре опоздания считаются нормой. Более того, азиатский партнер может отменить встречу за пять минут до начала. И это не будет невежливо», — отмечает Ульяна.
Ульяна Трифонова
Во-вторых, китайцы очень боятся потерять лицо. И эту особенность стоит учитывать в переговорах. Выходцы из КНР никогда прямо не скажут, что не хотят делать что-то, поскольку волнуются о своей репутации. Это может создать неоправданные ожидания у их европейских партнеров, которые привыкли выражаться более прямолинейно. Например, если на прямой вопрос: «Сможете ли вы поставить в Россию этот продукт?» — вы слышите от собеседника из Китая: «Да, но нам потребуется очень много сил», — это стоит расценивать как отрицательный ответ.
В-третьих, у европейцев и китайцев различается язык жестов. Например, жители КНР избегают прямого взгляда и воспринимают его как агрессию, тогда как для жителей Европы это признак уверенности и искренности.
Если вам удалось установить связь с китайцем, то ее, безусловно, нужно поддерживать, отмечает Ульяна. Например, подарками. Их любят в любой культуре, однако в Китае список подарков, которыми выражают уважение к партнеру, строго определен. Не стоить дарить жителю Поднебесной груши, поскольку они в китайском языке созвучны слову «расставаться». Часы тоже не лучший подарок, поскольку фраза «подарить часы» схожа в китайском с выражением «проводить в последний путь».
Необязательно любить чужие традиции, но обязательно их уважать, подытожила Ульяна свое выступление.
Друзья на улице
Студентка третьего курса ОП «Клеточная и молекулярная биотехнология» Мария Мастыкина четверть жизни помогает бездомным в организации «Друзья общины святого Эгидия». Свое выступление она начала с вопроса «Как стать бездомным?». Попасть в такую ситуацию, по ее наблюдениям, несложно: человек может столкнуться с черными риелторами или уйти из дома из-за ссоры с близкими. Среди бездомных также много мигрантов. Они нередко остаются ночевать на вокзалах, и часто в первую же ночь у них крадут документы, из-за чего вернуться домой становится в разы сложнее.
Мария отметила, что без посторонней помощи вернуться в социум, к обычной жизни, практически невозможно. Бездомные не могут качественно спать и есть, их выгоняют из подземных переходов и подъездов, где они укрываются от холода. Многие одиноки и могут подолгу не слышать собственного имени.
Мария рассказала, как однажды, раздавая еду, подружилась с пожилой женщиной по имени Вера. После того как бездомная заболела раком, волонтеры постоянно навещали ее в приюте и поддерживали. «Спасибо, что вы меня не бросаете», — благодарила Вера волонтеров перед смертью.

Помочь бездомному под силу каждому, отметила спикер. Вы можете стать волонтером или просто принести ненужные вещи в центр помощи. Иногда достаточно вызвать скорую или социальный патруль. «Самое важное — это отношение. Давайте не будем строить стереотипы и стены вокруг бездомных людей, а поможем им выбраться с улицы», — призвала Мария.
Почему бюджетные платежи могут решить судьбу банка
Основательница IT-стартапа и студентка магистерской программы «Стратегический менеджмент и консалтинг» ВШЭ Наталия Царькова взялась рассказать об исследовании взаимоотношений банков с клиентами, которое провела вместе с одногруппниками. Каждый человек, отметила она, в среднем пользуется тремя банками одновременно. Но какой бизнесмены считают для себя основным и по каким критериям выбирают? Исследовать это направление команда решила в среде предпринимателей и провела глубинные интервью с 60 владельцами бизнеса с оборотом до 500 млн рублей в год.
«Сегодня банки становятся не просто партнерами, а частью бизнеса», — отмечает Наталия. По ее словам, аналитики при оценке обращают внимание на условия банков: комиссии, тарифы, лимиты, дополнительные услуги. Сама же Наталия считает, что нужно смотреть глубже — на бюджетные платежи. Это обязательные платежи, которые юридические лица перечисляют государству. Исследование показало, что 90% предпринимателей считают основным тот банк, где они проводят именно бюджетные платежи.
Спикер уверена, что данные, полученные из исследования, помогут банкам пересмотреть работу, предложить выгодные решения и удерживать клиентов. «Давайте делать банки не просто классными и удобными, но еще и надежными для своих клиентов. А если у вас есть собственный бизнес, то подумайте, какому банку вы можете довериться», — подытожила Наталия.
Участники спич-концерта затронули и множество других тем, связанных с разными областями науки. Среди них связь теоретической физики с искусственным интеллектом, воспитание ребенка-билингва, борьба с речевой агрессией, практики позитивной психологии, польза и вред бега.
Текст: Ксения Клинк, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ