• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС

© Высшая школа экономики

Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.

Образование — один из ключевых факторов устойчивого развития, социального равенства и технологического прогресса. В условиях глобальной трансформации к образовательной повестке все чаще обращаются как к инструменту формирования будущего. В этом контексте особенно важно понимать, как выстраиваются национальные системы образования в странах с разным историческим и культурным опытом и традициями, но схожими масштабами и амбициями. К числу таких стран относятся государства БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, — чье влияние на глобальную образовательную повестку продолжает расти.

Материал, представленный в новом аналитическом докладе, подготовленном Экспертным советом БРИКС — Россия совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, позволяет проследить, как страны БРИКС по-разному решают общие задачи — от выравнивания доступа к школьному образованию до внедрения цифровых решений, от борьбы с оттоком учителей до поддержки инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога. Наряду с этим поднимаются вопросы устойчивости образовательной инфраструктуры и роли школ в обеспечении социальной сплоченности.

Отдельное внимание уделяется тому, как государства формируют собственные стратегические приоритеты, не прибегая к механическому заимствованию внешних моделей. Так, в Индии идет поиск баланса между современными требованиями рынка труда и традициями ведического знания, в Южной Африке образовательная политика направлена на преодоление последствий сегрегации, в Бразилии — на признание многообразия как ценности, в Китае и России — на выравнивание условий и повышение доступности качественного образования в отдаленных регионах.

Содержание исследования подчеркивает, что образовательные системы стран БРИКС развиваются не вопреки различиям, а благодаря им. Разнообразие становится точкой роста, основой для создания гибких, устойчивых и справедливых моделей образования. Этот опыт может быть полезен не только государствам БРИКС, но и широкому кругу стран, заинтересованных в переосмыслении подходов к школьному образованию с учетом социальных, культурных и институциональных реалий.

© Высшая школа экономики

Системы школьного образования стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) занимают около трети глобального образовательного пространства. В этой инфографике представлены масштабы и особенности школьного образования в странах объединения. Инфографика построена по принципу описания, но не сравнения. В инфографике акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: 1) социально-экономический и демографический контекст стран и 2) структура их образовательных систем. Представленные данные подчеркивают как разнообразие контекстов внутри систем стран БРИКС, так и общие основания, позволяющие найти точки для обмена опытом и агрегации идей, направленных на преодоление общих для систем этих стран вызовов.

Виктория Панова

«В докладе рассматриваются уникальные особенности систем образования БРИКС, — отметила Виктория Панова, проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия. — Такие всесторонние и комплексные исследования позволяют нам находить пути решения насущных проблем, а также обмениваться передовым опытом и развивать партнерство в сфере образования. Именно в этой области разнообразие стран БРИКС проявляется как огромное конкурентное преимущество. БРИКС способен аккумулировать уникальную образовательную политику, опыт и авангардные идеи стран, представляющих мировое большинство».

Иван Иванов

«Настоящий доклад является первым международным исследованием о состоянии и развитии систем общего образования в странах БРИКС, — пояснил Иван Иванов, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. — В нем подчеркивается необходимость адаптации политики в области образования к локальному контексту при одновременных поддержке и развитии инклюзивности школьных систем. Страны БРИКС играют важную роль в глобальном образовании и обладают схожими характеристиками, сформированными уникальными социально-экономическими и культурными условиями».

Лисел Эберсон

«Привлечение ученых из стран БРИКС для подготовки данного доклада стало залогом успеха проведенного исследования, — говорит Лисел Эберсон, директор Центра по изучению устойчивости Университета Претории (ЮАР). — В докладе представлены убедительные доказательства того, что каждая страна может пойти по пути реагирования на определенные мегатренды таким образом, чтобы обеспечить позитивное обучение и благополучие. Контекстуальные и культурные перспективы стран БРИКС, представленные в докладе, служат примером того, как можно обеспечить образовательные практики со смыслом в аналогичных развивающихся экономиках, а также в странах с низким и средним уровнем дохода».

Вандана Саксена

«Разнообразие — ключевая характеристика стран БРИКС, — считает Вандана Саксена, профессор Делийского университета (Индия). — Это признается на уровне национальных образовательных политик и реализуемых системных мер, которые направлены на расширение возможностей каждого гражданина. Важнейшим вызовом для систем образования и одновременно ресурсом развития являются разнообразие территорий, неравномерное распределение населения, диспропорции города и села, а также культурные традиции. Тем не менее мы видим благодаря этому исследованию, что правительства и системы образования в каждой из этих стран признают ключевую роль образования в трансформации жизни граждан и постоянно стремятся к повышению качества образования, критически оценивая значение поддержки языкового, этнического, религиозного разнообразия и их пересечений с гендером, классом и инвалидностью».

Вам также может быть интересно:

«Настоящая школа жизни»: студентки ВШЭ приняли участие в работе Молодежного саммита БРИКС+

В апреле в Кейптауне, ЮАР, состоялся очередной Молодежный инновационный саммит БРИКС+ (BRICS+ Youth Innovation Summit). Нашу страну вновь представляли студенты Высшей школы экономики. Организатором мероприятия выступила Южно-Африканская молодежная ассоциация БРИКС (South African BRICS Youth Association, SABYA).

«Нам нужны собственные модели ИИ, обученные на местных данных»

Цифровизация экономики и стремительное развитие технологий искусственного интеллекта ставят новые вызовы перед антимонопольными органами во всем мире. Крупнейшие игроки рынка ИИ, обладая значительными ресурсами, могут препятствовать входу новых участников и устанавливать антиконкурентные цены. Кроме того, при использовании ИИ возникает все больше этических вопросов, ответы на которые мировое сообщество еще не выработало. Эти и другие проблемы эксперты обсудили на Третьем форуме по цифровой конкуренции БРИКС+.

Представители БРИКС обсудили развитие статистики в странах объединения

Значимость статистики в эпоху цифровых технологий выходит на новую ступень. Большинство решений на государственном уровне и в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Однако отношение к официальной статистике неоднозначно, и это негативно влияет на степень доверия к государственной политике. Как это изменить, обсудили главы статистических ведомств стран БРИКС в Казани. В работе форума также принял участие представитель ВШЭ.

«Расстояние не проблема»: ВШЭ развивает сотрудничество с аналитическими центрами стран БРИКС

В конце сентября Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ провел встречу с представителями аналитических центров Бразилии, Индии, Египта. Участники рассмотрели возможности взаимодействия, в том числе проведение совместных опросов и сравнительных исследований, а также обсудили формирование общих баз данных и совместные публикации по форсайту и научно-технической политике. Также было принято решение о подготовке проекта многостороннего соглашения о создании Ассоциации форсайт-исследований БРИКС.

Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС

19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Исследователи ВШЭ разработают биржевую систему БРИКС совместно с китайскими экспертами

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр конкурентной политики и экспертизы Государственного управления по регулированию рынка Китая подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны, в частности, договорились о разработке предложений по развитию биржевой торговли товарами и сырьем между Россией, Китаем и странами БРИКС.

«Важно оставаться открытым к новым вызовам и возможностям»

С 22 по 26 июля в Ульяновске прошел X Молодежный саммит БРИКС. В мероприятии приняли участие более 200 молодых специалистов из Бразилии, Индии, Китая, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии, ЮАР и регионов России. Участники собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы современности и перспективы молодежного сотрудничества. Среди делегатов были и студенты НИУ ВШЭ, которые поделились своими впечатлениями с «Вышкой для своих».

Вышка запустила Консорциум юридических школ БРИКС

Факультет права НИУ ВШЭ провел первую онлайн-встречу с юридическими школами и экспертными центрами стран БРИКС. Цель мероприятия — объединить усилия по развитию юридической науки и практики в интересах организации. Для этого по инициативе декана факультета права Вадима Виноградова создан Консорциум юридических школ БРИКС, в который вошли представители ведущих учреждений высшего образования различных стран.

«Мы работаем, чтобы сделать мир более благополучным, справедливым и безопасным»

В Москве 3–4 июля прошел IX  Гражданский форум БРИКС — первый с момента присоединения к объединению пяти стран в январе 2024 года. Личное взаимодействие общественных деятелей и гражданских активистов, их совместная работа укрепляет и наполняет содержанием дружественные отношения между странами БРИКС, основанные на принципах взаимного уважения, подчеркнули участники дискуссий. Форум организован Экспертным советом БРИКС, действующим на базе НИУ ВШЭ.