Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
«Цифровой прорыв» — масштабное соревнование для профессионалов IT-отрасли. Проект направлен на поиск, развитие и поддержку талантливых и перспективных специалистов по созданию продуктов и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, а также на повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами. Проходит в формате серии хакатонов в онлайн- и офлайн-формате. Первый хакатон состоялся в 2019 году.
Первое место заняла команда студентов 4-го курса бакалавриата «Программная инженерия» ФКН и МФТИ “DoomAI” — Шамиль Зиганшин, Максим Каверин, Никита Степанов, Алиса Шаламкова и Максим Ставцев. В качестве решения кейса «Предсказание социально-демографических характеристик пользователя» они представили систему, которая позволяет оперативно создавать новые эксперименты для исследования цифровой модели, оптимизировать параметры, которые определяют ее структуру и способ обучения, а также получать результаты с высокой скоростью и точностью.
Алиса Шаламкова, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Нам нравится машинное обучение, и мы рады порешать интересные кейсы с прозрачным оцениванием. Сначала участвовали в вышкинских хакатонах, но на этот раз решили рискнуть и выйти на всероссийский уровень.
“Цифровой прорыв” предлагает кейсы на любой вкус. Мы решили начать с классического машинного обучения и поэтому взяли кейс о предсказании социально-демографических характеристик пользователя видеохостинга.
Задачи на хакатоне предлагают реальные компании, поэтому в их интересах получить решение, которое поможет им в работе. Именно тщательная проработка скорости предсказания, разведочного анализа данных (глубинное исследование структуры и характеристик данных для изучения их основных закономерностей и паттернов. — Ред. ), документации к коду и навыков презентации позволила взять нам первое место, чего мы, честно сказать, совсем не ожидали.
Хочется участвовать в таких соревнованиях и дальше, исследовать новые задачи не только в машинном, но и в глубинном обучении».
Максим Каверин, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Я очень рад, что наша команда заняла первое место в одном из кейсов на всероссийском хакатоне. Это был невероятный опыт, который позволил нам продемонстрировать навыки в области машинного обучения.
Хочу выразить огромную благодарность моей команде. Мы смогли достичь таких высоких результатов за счет упорства и коллективной работы. А фундаментом успеха стало образование, полученное в Вышке».
Максим Ставцев, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Мы хотели решить задачу, в которой необходимо использовать методы глубинного обучения. И задача по предсказанию социально-демографических характеристик пользователя показалась нам интересной. Мне понравилось участвовать. Большое спасибо ребятам из моей команды, они крутые. Мы обязательно еще поучаствуем в подобных соревнованиях».
Команда студентов бакалавриата «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» «Лидируй катбустируй» (Андрей Кузнецов, Кирилл Кудряшов и Михаил Кондрашин) предложила использовать различные алгоритмы для предсказания социально-демографических характеристик пользователя платформы и заняла третье место в кейсе.
Андрей Кузнецов, ОП «Прикладная математика и информатика», 3-й курс
«Я стараюсь участвовать во всех крупных соревнованиях и конкурсах по искусственному интеллекту, хотя постоянной команды у меня нет. В этот раз решил попробовать объединиться с двумя однокурсниками. С ними я уже давно знаком, они имеют классный олимпиадный опыт.
Ранее мы решали похожую задачу, поэтому были идеи, как реализовать такую систему. Она разносторонняя и поэтому сложная. Данных было не очень много, поэтому нам удалось проверить больше идей. Мы использовали разные подходы, различные алгоритмы.
Процесс был увлекательным. Планируем дальше участвовать в хакатонах проекта “Цифровой прорыв” и других командных соревнованиях».
Первое место также заняла команда “Selling Pandas” студентов бакалавриата «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» (Никита Ильтяков, Никита Угрюмов, Илья Гринюк и Андрей Кижинов). Они предложили решение поиска дубликатов видео для приложения вертикальных видео Yappy ー сервис «Дубль», который может быть бесшовно интегрирован во внутренний контур программы.
Илья Гринюк, ОП «Прикладная математика и информатика», 1-й курс
«С каждым из участников команды мы ранее участвовали в различных хакатонах и мероприятиях, связанных с искусственным интеллектом. Мы хорошо знаем сильные стороны друг друга. Большим плюсом стало то, что все мы являемся студентами ФКН. Мы уже становились победителями в региональных хакатонах “Цифрового прорыва”, поэтому для нас было важно занять призовое место и на всероссийском этапе.
Кейс от Yappy понравился нам тем, что компания сделала упор на использование машинного обучения и мы могли в полной мере раскрыть свои способности. С другой стороны, всей команде оказалось интересно поработать с задачей, связанной непосредственно с обработкой видео. Кейс непростой, ведь нужно было построить одновременно точное, быстрое и экономичное решение, чтобы оно могло справиться с большим потоком загружаемых на платформу видео.
Именно поэтому мы проводили большое количество экспериментов с различными алгоритмами, архитектурами, подходами, а затем создали финальное решение на их основе, модифицировав их под нашу задачу.
В итоге мы смогли достичь самой высокой точности среди всех команд и при этом получить максимальный балл за скорость пайплайна.
Безусловно, мы планируем и дальше участвовать в хакатонах и олимпиадах разного уровня, например, в HSE AI Assistant Hack, AIDAO и других. Вся наша команда заинтересована в получении опыта решения прикладных задач и совершенствовании наших навыков».
Андрей Кижинов, ОП «Программная инженерия», 2-й курс
«Я знаком с командой еще со школы — вместе были на смене в “Сириусе”, вместе участвовали во многих олимпиадах и конкурсах еще до вуза. Мы знали, что “Цифровой прорыв” — один из самых крупных хакатонов в стране, и решили участвовать. В команде я занял роль fullstack-разработчика: создавал фронтенд и бэкенд и занимался приложением на сервере: внедрял машинное обучение в программный интерфейс и настраивал брокер сообщений.
Хакатон нам понравился. Это одно из самых крупных соревнований, которое нашей команде удалось выиграть. Мы нашли очень классные решения».
Текст: Анастасия Козлова
Вам также может быть интересно:
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
В НИУ ВШЭ создали инструмент для разработки видеоигр
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ предложила всем желающим принять участие в тестировании первой версии их программы для разработки игр — движка Claw Engine. Инструмент можно использовать для работы с трехмерными изображениями и для программирования собственных сценариев.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.
Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.