• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дневник стажера

Кто такой социолог и зачем ему работать «в поле»? Что такое croudsourcing и «обоснованная теория»? Как нужно цитировать гуманитариев, готовить шашлыки и играть в «мафию»? С 9 по 14 июля в подмосковном Голицыно прошла вторая Летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

вход

«На школе собрались сотрудники ЛЭСИ и друзья лаборатории, — сказал ее руководитель, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. — Цель нашего выезда заключается в том, чтобы спроектировать работу кафедры экономической социологии Вышки и выработать новые подходы к преподаванию тех дисциплин, которые читаются нашими сотрудниками».

день 1. решение вечных вопросов

Началась школа с решения «вечных вопросов».

Аспирант кафедры экономической социологии и научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ Иван Павлюткин задал тон в обсуждении базовых принципов преподавания экономсоциологии: «Пока мы не ответим на вопрос, что такое социология и экономсоциология, формулировать какие-либо принципы бесполезно». «Социолог, по меткому выражению Геннадия Батыгина, — это тот, кто занимается социологией. То же самое касается и экономсоциолога», — парировал докладчику Григорий Юдин*.

Но как объяснить абитуриенту, что же это за профессия — социология? «Археологи не впадают в ярость, если представление о них не идет дальше стереотипа о людях, копающихся кисточкой в земле. Поэтому социологов не должно смущать, когда их воспринимают как «людей с анкетой», — такими словами убеждал собравшихся профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров.

Профессор Радаев, по его собственному признанию, раньше враждебно относился к таким представлениям о социологе: «Конечно, это представление вошло в обыденное сознание, и мы не должны бороться с ним. Однако нам необходимо наполнять образовательный процесс для наших студентов так, чтобы по окончании университете они могли не только бегать с анкетками и приставать к людям с дурацкими вопросами».

день 2. croudsourcing и тематическое ядро экономсоциологии

Второй день школы был посвящен структуре образовательных программ кафедры и выявлению тематического ядра экономсоциологии. Участники школы, которые будут читать лекции или вести семинары в новом учебном году (и, конечно, те, кто уже читали и вели в прошлом), сопоставили разные учебные программы и выразили свое отношение к темам лекций, спискам обязательной литературы, методам мотивирования младших коллег.

В перерыве между жаркими дебатами выступил президент Фонда «Общественное мнение» Алесандр Ослон, который рассказал о новом феномене croudsourcing. Его суть заключается в том, что через Интернет можно привлечь к обсуждению коммерческих и социальных проблем огромное количество людей и тем самым зарабатывать на этом неплохие деньги. «Возможности Интернета до сих пор недооценены, и на базовой кафедре ФОМ на факультете социологии мы будем заниматься теоретическим и практическим осмыслением феномена croudsourcing», — подвел итог лекции Ослон.

день 3. оценки и электронные ресурсы

Следующий день был посвящен принципам оценки письменных работ студентов (от эссе до дипломных работ), использованию новых баз данных для учебного процесса – о которых студенты факультета социологии, как выяснилось, знают очень мало, – а также необходимости использования электронных ресурсов (по типу ecsocman.hse.ru) и неформальных интернет-площадок а-ля «Живой журнал» или Vkontakte.ru для взаимодействия с подопечными.

день 4. глобальные тренды в образовании и работа «в поле»

В предпоследний день школы научный руководитель Института развития образования, проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин прочел лекцию о глобальных трендах в сфере образования, Даниил Александров рассказал о летней полевой практике в Ленинградской области, главной целью которой было «научить студентов младших и старших курсов работать “в поле”».

день 5. как цитировать гуманитариев

В пятый день школы участники обсуждали плюсы и минусы разработанной в 2007-м году магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков». А Михаил Соколов (старший научный сотрудник научно-учебной Лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербурского филиала ГУ-ВШЭ) прочел лекцию о проблемах цитирования работ гуманитариев. (К сожалению, в дневнике стажера других подробностей не было. Подождем комментариев других участников. – ред.)

дни 1-5. «мафия», шашлыки и «обоснованная теория»

Помимо лекций и обсуждений участники школы обучались методам работы с качественной информацией (о сути «обоснованной теории» и принципах работы с программой Nvivo в течение трех дней рассказывала доцент кафедры социологии и политологии Самарского госуниверситета Оксана Запорожец), вечерами и ночами играли в ролевую игру «Мафия», а также демонстрировали недюжинные навыки по коллективному сплочению на шашлык-party, который прошел субботним вечером.

выход

Вадим Радаев (проректор ГУ-ВШЭ): «Рефлексивная работа состоялась. Мы поняли, как нужно формировать среду и репрезентировать себя».

Оксана Запорожец (преподаватель Самарского университета): «Вы – перфекционисты».

Денис Стребков (доцент кафедры экономсоциологии): «После такой школы я стану преподавать еще лучше»

Дмитрий Крылов, стажер-исследователь ЛЭСИ
Фото: Евгения Надеждина
 

* Григорий Юдин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.