«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей
Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».
Центр взаимодействия с регионами Дирекции по стратегической работе с абитуриентами ВШЭ имеет большой опыт сотрудничества с московскими и региональными школами, проводит образовательные проекты как для учителей, так и для школьников. В рамках проекта «Академия школьников» ВШЭ старшеклассники со всей России вместе с наставниками приезжают на выездные тематические школы по социологии, лингвистике и естественным наукам, а также дистанционно участвуют в вебинарах и онлайн-курсах.
Ирина Резанова
«Проекты центра служат образовательной и своего рода интеграционной, дискуссионной площадкой, где педагоги из разных регионов России могут встретиться и обменяться опытом, обсудить разные вопросы, найти способы решения актуальных проблем и внедрить эти решения в педагогическую практику в своих образовательных учреждениях. И идея “Проектной школы” появилась у нас с Ольгой Валентиновной Афанасьевой, заместителем руководителя Школы коммуникаций, заместителем декана по работе с абитуриентами факультета креативных индустрий ВШЭ, исполнительным директором Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор». — Ред.) в ходе одного из таких мероприятий — на форуме “Стань выше с Вышкой!”», — рассказала Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами.
Программа «Проектной школы» получилась интенсивной: участники прослушали серию мастер-классов пяти преподавателей Школы коммуникаций и в командах практиковались в написании конкурсных заявок.
В первом блоке образовательной программы учителя познакомились со спецификой творческих и коммуникационных проектов. Ольга Афанасьева и Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций, рассказали, как определить проблему и сформулировать идею в рамках заданной конкурсной темы, какие элементы проекта являются ключевыми, а какие — второстепенными, обсудили особенности конкурсных заявок. В ходе небольшой экспертной дискуссии участники интенсива постарались выделить универсальные критерии для оценки творческих работ на примере критериев оценивания работ Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор» и индивидуальной выпускной работы (ИВР) в Лицее НИУ ВШЭ.
Ольга Афанасьева
«“Проектная школа” — коллективный продукт и наш уникальный проект, который затрагивает весь процесс создания творческой работы — от проведения исследования и разработки креативной идеи до грамотного заполнения конкурсной заявки и публичной защиты итогового продукта. Школа появилась отчасти по запросу педагогов, и мы постарались включить в этот образовательный курс всю нашу экспертизу, накопленную за долгие годы практики проведения подобных конкурсов», — подчеркнула Ольга Афанасьева.
Второй день образовательной программы был посвящен исследовательской составляющей. Алена Отман, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, поделилась с коллегами секретами поиска аналитической информации и организации школьного мини-исследования. По итогам мастер-класса участники составили пошаговый гайд по проведению исследования в рамках школьного проекта.

Павел Родькин, доцент Школы коммуникаций, на примере реальных индустриальных проектов показал процесс работы команды на протяжении всего жизненного цикла проекта — от разработки идеи до подготовки тендерной презентации и реализации проекта.
Не менее интересным и полезным оказался мастер-класс по созданию презентаций и публичным выступлениям от Артема Рыбкина, приглашенного преподавателя НИУ ВШЭ. Он поделился с участниками интенсива небольшими лайфхаками, основанными на личном опыте, показал несколько практик по борьбе со страхом публичных выступлений.
Яна Ерофеева
«Творческие конкурсы и конкурсы исследовательских и проектных работ помогают старшеклассникам развивать необходимые для современной жизни компетенции и так называемые soft skills, ведь в рамках многих конкурсов предусматривается публичная защита работы. Такие конкурсы — это всегда комьюнити, объединяющее неравнодушных и талантливых ребят. И именно им предстоит через несколько лет совместно работать и развивать сферу креативных индустрий. Ну и не стоит забывать о бонусах при поступлении в университет: победа и призовые места дают дополнительные баллы к сумме баллов ЕГЭ за индивидуальные достижения», — добавила Яна Ерофеева, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, креативный директор, руководитель студенческой дирекции Всероссийского креативного конкурса «Реклам-Конструктор».
Участие в интеллектуальных и творческих состязаниях — важный и обязательный элемент обучения в средней школе, который в том числе помогает старшекласснику определиться с дальнейшей образовательной траекторией. А с развитием креативной экономики и сферы креативных индустрий доля проектной работы в жизни каждого будет только расти. Именно поэтому важно учиться работать с проектным форматом как можно раньше.
Слушательница интенсива Ольга Смирнова, преподаватель школы №1505, поделилась впечатлением от курса: «Полезными были системность информации, примеры, материал о проекте, его структуре, проведении презентации, атмосфера заражения творчеством, знакомство с интересными конкурсами, рекомендации профессионала, ассоциации, информация о ресурсах. Стало понятно, за чем именно в своей работе нужно больше следить, что и как подтянуть — точечно или системно. Постараюсь в школе поделиться отчетом об учебе с коллегами. И еще мне лично было важно увидеть, в чем я совпадаю с более высокого уровня специалистами».
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года
В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.
Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях
Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.
Ученые разработали эффективные лазеры размером с пылинку
Исследователи НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге нашли способ создать эффективные микролазеры диаметром всего 5–8 микрометров. Они работают при комнатной температуре, не требуют охлаждения и могут встраиваться в микросхемы. Ученые использовали эффект шепчущей галереи для удержания света и буферные слои для снижения утечек энергии и напряжений. Подход перспективен для интеграции лазеров в чипы, сенсоры и квантовые технологии. Исследование опубликовано в «Письмах в Журнал технической физики».
«Основная отрасль медицины, на которую направлены наши разработки, — кардиология»
Применение математических моделей в диагностике и лечении болезней сердечно-сосудистой системы повышает эффективность выявления у пациентов предрасположенности к заболеваниям, облегчает выбор стратегии излечения. Используя математические модели, можно создать новые диагностические приборы, обучить нейросети для помощи врачам. Такая работа ведется исследователями Вышки в рамках проекта «Зеркальные лаборатории». Подробнее — в интервью Наталии Станкевич, старшего научного сотрудника Международной лаборатории динамических систем и приложений НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.
У команды Вышки — три золота на LETI Communication Experts Festival 2025
Команда Школы коммуникаций НИУ ВШЭ впервые приняла участие в конкурсе, хотя сам фестиваль в этом году отметил свое 25-летие. Событие ежегодно собирает представителей ведущих вузов России, осуществляющих подготовку по направлению «Реклама и связи с общественностью».
Для технологического лидерства: Вышка создала цифровой Репозиторий социально-экономической информации
НИУ ВШЭ запустил уникальный Репозиторий социально-экономической информации, заменивший устаревшую платформу единого архива экономических и социологических данных. Модернизированы не только внешний вид и функциональные возможности, но и сама концепция платформы.
«Путешествие в мир исследований и открытий»: в Вышке школьников посвятили в будущие профессионалы
В День науки на площадках Высшей школы экономики состоялось торжественное мероприятие «Посвящение в будущие профессионалы» для обучающихся 10-х классов проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе» и «Медиакласс в московской школе».
«Миссия Лицея ВШЭ — помочь старшеклассникам войти в академическую среду»
Лицей НИУ ВШЭ стал участником просветительского проекта Национального центра «Россия» «Открытая школа: презентация лучших практик». Команда лицея представила опыт реализации образовательных программ, подходы к организации профильного обучения и рассказала о планах на будущее.
Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025
Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.
«Есть идеи? Заходи!»: чем занимается Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ
В Вышке завершается преобразование Единого архива экономических и социологических данных в Центр трансфера и управления социально-экономической информацией. В рамках этого процесса вместо электронного архива уже запущен веб-сервис «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ». Зачем нужны эти изменения и что они дадут университету, ученым и студентам, в интервью новостной службе «Вышка.Главное» рассказала директор центра Вера Вишнякова.