• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес-лидер будущего: какие навыки и подходы определяют успех сегодня

Бизнес-лидер будущего: какие навыки и подходы определяют успех сегодня

© iStock

Как топ-менеджерам адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка? Что стоит за эффективным внедрением инновационных проектов? Зачем взрослым опытным специалистам вновь проходить обучение? Обо всем этом, а также о новых подходах к управлению, ценности партнерских отношений и преимуществах корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Бизнес-лидер будущего» Мария Петрова, вице-президент по продажам компании Health & Nutrition, рассказала в интервью Андрею Шаромову, PR-директору и доценту Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Мария Петрова

— Что можно сказать о навыках и компетенциях участников программы «Бизнес-лидер будущего»? Как прокачали себя слушатели? 

— Первое, о чем я уже говорила, — это общий бизнес-кругозор и перспектива, способность смотреть вперед и, исходя из этого, планировать настоящее и ближайшее будущее. Второе — это навыки дизайн-мышления и работы с неопределенностью. Это был один из самых значимых и, на мой взгляд, один из самых успешных блоков программы. Третье — конечно, навыки кросс-функционального взаимодействия, работа со стейкхолдерами, навыки общения, умение презентовать и защищать свою идею или проект в очень сжатые сроки. Это тоже ключевая компетенция. Были и другие важные блоки, например по финансовому менеджменту, а также блоки, связанные с лидерством и принятием ответственности.

И отдельно упомяну риск-менеджмент, если не ошибаюсь — тема третьего модуля программы. Принятие на себя рисков — действительно важный момент. Мы последние 2–2,5 года в компании включили это в нашу рутину: пытаемся оценить риски, предвосхитить их и найти сценарии эффективного ответа.

— Нашли ли знания и навыки, полученные на программе, применение в профессиональной деятельности слушателей внутри компании?

— Я бы разделила применение на два аспекта: реализация конкретных проектов, о которых, возможно, мы еще поговорим, и изменения в поведенческих привычках и паттернах участников, которые я как руководитель наблюдаю. Сейчас они стали гораздо лучше готовиться к презентациям, четче доносить свои идеи, лучше понимать бизнес в целом. Это и есть тот самый бизнес-акьюмен — расширенный бизнес-кругозор. Кроме того, сотрудники начали стремиться к более продуктивному кросс-функциональному взаимодействию, не замыкаться на себе при принятии решений и учитывать KPI разных отделов.

— Можете сказать пару слов о защите финальных проектов? Какие из них пошли в работу и в чем они заключались?

— Защита проектов — это была отдельная удивительная история. Весь управленческий комитет получил настоящее удовольствие. Обычно на такие мероприятия идешь с мыслью: «Сейчас шесть часов буду сидеть и что-то слушать». Но на этот раз все участники были едины во мнении, что прошло все на одном дыхании. После завершения защиты нас как организаторов отвели в отдельную комнату и предложили оценить проекты. Дали задачу выбрать три победителя. Мы сели и начали обсуждать. На третьей минуте прозвучал вопрос: «Есть ли здесь проекты, которым мы готовы сказать “нет”?» И все ответили, что таких проектов нет. Мы готовы дать зеленый свет всем инициативам для дальнейшей реализации в реальном бизнесе. Коллективно решили, что нет смысла искать одного победителя, гораздо уместнее будет предоставить командам качественную обратную связь, чтобы улучшить их решения. В итоге, когда мы вышли в аудиторию, объявили, что всем проектам мы говорим «да».

— Есть ли возможность рассказать чуть детальнее о паре проектов, если они не содержат бизнес-секретов?

— У нас было несколько инициатив, связанных с разработкой новых продуктов и соответствующей модификацией производственных мощностей. Думаю, больших секретов я не раскрою, сказав, что у нас есть тренд в молочной категории на высокобелковые продукты. Также есть тренд на готовую еду и на потребление продуктов вне дома. Мы, конечно, ориентируемся на те направления, которые интересны потребителям.

Есть также проекты, связанные с операционной эффективностью, с оптимизацией различных процессов и снижением затрат, в том числе через партнерские решения в области логистики и цепочки поставок. Например, как лучше освоить дальние территории. Эти решения в основном операционно-логистические. Помимо этого, есть инициативы по развитию отдельных торговых каналов и сотрудничеству с новыми партнерами.

— Могли бы вы кратко охарактеризовать особенности и преимущества образовательной программы в нашей бизнес-школе?

— Первое — это стремление или даже осознанное желание понять клиента. Это понимание не для галочки, а для того, чтобы выявить реальную потребность клиента и предложить решение, которое будет подобрано индивидуально, или, как сейчас принято говорить, кастомизировано под эту потребность. Второе преимущество — преподавательский состав высокого уровня, с отличными знаниями и материалом, который преподаватели готовы адаптировать под слушателей.

Кроме того, стоит отметить общую вовлеченность в результат программы. Мы чувствовали на протяжении всего процесса — от разработки до финальной стадии — стремление достичь, а точнее, помочь участникам достичь конкретных результатов. И этим мы измеряем успех программы, а не просто тем, что участники прослушали лекции.

— А какие курсы или темы в рамках программы лично вам понравились больше всего?

— Лично мне особенно понравились две темы — блок про стратегирование и форсайты и часть, связанная с дизайн-мышлением. Как лидер организации, я несу ответственность за будущее компании, за ее независимость и способность пилотировать свое развитие как отдельного большого бизнеса. Теперь мы сами придумываем новые продукты и бизнес-направления, сами их реализуем и учимся на собственных ошибках. Дизайн-мышление — это одна из ключевых методик, которая помогает видеть бизнес-перспективу и воплощать идеи в реальные решения.

— Совпали ли ваши ожидания от программы на старте с финальным результатом? 

— Как вы поняли, у меня самые позитивные впечатления. И вот почему: я человек, ориентированный на результат, и, когда я его вижу, мне становится хорошо. А когда я вижу двойной результат, и он действительно конкретный, прямо «лежит на столе», — это вообще замечательно. Знаете, когда идешь на обучение и понимаешь, что будет проектная деятельность, всегда есть такое восприятие, что это просто учебный проект для галочки, главное — научиться. Да, конечно, главное — научиться. Если проект не получился, то всегда можно сказать, что хотя бы были опробованы разные методики. А вот это тот случай, когда не только научился, но и получил реальный бизнес-результат.

Читать интервью полностью

Вам также может быть интересно:

Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.