• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виктория Панова: «Для по-настоящему успешного развития необходимо объединение усилий всех подразделений университета»

Виктория Панова

Виктория Панова
© Высшая школа экономики

Международное научно-образовательное сотрудничество является важнейшим аспектом деятельности российских университетов. В начале нового учебного года о работе в этом направлении рассказала проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова.

— Виктория Владимировна, мы обсуждаем международные отношения и международную политику Вышки в условиях, когда ориентиры в глобальном смысле резко изменились и на уровне межгосударственного диалога, и на уровне бизнеса, и в научно-образовательной сфере. Как отразились эти перемены на Вышке, ведь университет славился своими отношениями именно с американскими и западноевропейскими научно-образовательными организациями и центрами?

— Вышка действительно исторически была в значительной степени ориентирована на Запад. Университет был основан 30 лет назад, в период, когда между Россией и странами Запада отношения развивались динамично и конструктивно. С европейскими и американскими университетами отношения стремилась развивать не только Вышка, но и большинство российских университетов. Просто наш университет в силу своих управленческих и проектных компетенций делал это, скажем так, немного лучше других, поэтому к моменту смены ориентиров мы подошли с солидным багажом совместных проектов как в сфере исследований, так и в области высшего образования.

Не могу сказать, что наши многолетние партнеры торопятся нас отменить и забыть. Продолжают работать более 250 международных договоров в области образования более чем с 200 иностранными организациями. С 40 иностранными организациями из стран Европы сотрудничество временно приостановлено по инициативе партнера, хотя многие коллеги, вопреки институциональному запрету со стороны европейских правительств, продолжают с нами сотрудничество. Вышка была и остается международным, мультиязычным, открытым для диалога и совместных проектов  университетом, но мы в силу объективных причин диверсифицируем географию нашей международной деятельности.

— И как выглядит эта диверсификация?

— Фокус международной деятельности НИУ ВШЭ сегодня смещается в регион АТР, страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Мы ведем активные переговоры с вузами таких стран, как Индия, Китай, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Гана, и многих других. За первое полугодие 2023 года было подписано 14 новых договоров о сотрудничестве, еще более 20 договоров готовятся к подписанию, в режиме проработки на различных этапах находятся еще более 60 инициатив.

— Какие вузы сегодня становятся партнерами Вышки и что предусматривают договоры, которые уже подписаны или готовятся?

— Мы внимательно следим за тем, чтобы партнерами ВШЭ становились университеты, соответствующие целому набору критериев. Это относится и к репутации, и к позициям нашего потенциального партнера в международных и предметных рейтингах, и к количеству научных публикаций ведущих ученых вуза в журналах первого квартиля, и к другим показателям. Кроме того, весомыми аспектами для нас являются уже достигнутые параметры международной интеграции, а также возможности для развития изучения русского языка и культуры.

Сегодня мы заключаем как рамочные договоры, предполагающие широкий выбор треков научно-образовательного сотрудничества, так и договоры по отдельным направлениям взаимодействия.

Так, например, в мае этого года был подписан рамочный договор о сотрудничестве с Университетом ОАЭ. Вуз входит в топ-3 лучших вузов страны и является членом группы Federation of the Universities of the Islamic World (Федерация университетов исламского мира). Договором, подписанным с Университетом Махидол Таиланда, отдельно предусмотрены возможности по реализации студенческого обмена. Вуз, кстати, входит в топ-150 вузов мира для получения медицинского образования и известен качеством образования в ряде других областей — инженерии, информационно-коммуникационных технологий, бизнеса, социальных наук и других. В общей сложности академическая мобильность является предметом более 40 договоров с зарубежными университетами, которые сейчас прорабатываются.

Важным событием с точки зрения развития межуниверситетских отношений станет Международная партнерская неделя, которая пройдет в Вышке в конце сентября. Представители более 30 научно-образовательных организаций приедут в Москву обсудить актуальные вопросы современной науки и образования, перспективы различных форматов взаимодействия, преимущества и возможности развития кооперации в рамках Большого Евразийского партнерства.

Виктория Панова
© Высшая школа экономики

— Заметным изменением в международной политике Вышки стал переход на заключение общеуниверситетских международных договоров. Чем продиктовано это решение?

— Объяснение очень простое. Сегодня для по-настоящему успешного развития в сфере международного научно-образовательного сотрудничества необходимо объединение усилий всех подразделений университета — факультетов, институтов, центров, школ. Мы создаем понятную и прозрачную систему международных партнерств, в которой не будет места дублированию функций и путанице с ответственными исполнителями. Систему, в которой все документы будут тщательно проработаны юристами, финансистами, ответственными за направления менеджерами. Общеуниверситетские международные договоры будут заключаться в интересах всех подразделений, о сути этих договоров будут информироваться все руководители и заинтересованные сотрудники. Вышка сегодня — многопрофильный университет. Чем согласованнее и многограннее будет наша представленность на международном уровне, чем синхроннее и гармоничнее будет работать синергия усилий различных подразделений, тем выше будет наш объединенный потенциал для новых партнерских отношений, тем проще нам будет развивать и расширять уже имеющиеся проекты.

— Насколько успешно в этом году, по вашему мнению, прошла приемная кампания с точки зрения поступления иностранных граждан?

— Несмотря на постоянно меняющуюся ситуацию, мы получили более 6000 заявок от граждан 140 стран. Лидируют в списке по количеству желающих получать образование в Вышке, как и ранее, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Китай, Гана, Нигерия, Индия. Значительно увеличился поток абитуриентов из Алжира, Египта, Сирии, Ирана.

Должна признать, что большинство иностранных студентов было привлечено в рамках квотного набора. Уже год назад стало очевидно, что неотработанность механизмов преодоления антироссийских финансовых ограничений будет сильно сказываться на коммерческом приеме. При этом есть показатели университета по иностранным студентам, которые необходимо выполнять. Квотные места в Вышке, которые в этом году оказались как нельзя кстати, — это уникальный шанс для талантливых иностранных граждан.

Высоким спросом среди поступающих из-за рубежа пользуются и экономические, и управленческие, и прикладные, и естественно-научные, и творческие образовательные программы университета.

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В итоге только на очное обучение зачислено более 1800 иностранных граждан, что примерно на 20% больше, чем в 2022 году. Общее количество иностранных студентов НИУ ВШЭ превышает сегодня 5000 человек. Уверена, что положительная динамика сохранится и в будущем.

— Конкуренция на международном образовательном рынке становится все более жесткой, абитуриенты становятся все более избирательными и требовательными, а отношение к России сейчас не всегда объективное и часто основано лишь на предвзятых публикациях в западных СМИ. За счет чего могут быть преодолены, по вашему мнению, эти тренды?

— Работа на любом зарубежном рынке предполагает необходимость согласованных действий в рамках целого комплекса направлений. Это касается и диалога с государственными и общественными организациями, и необходимости выстраивания отношений с бизнес-структурами, и реализации соответствующей международной информационной политики. Даже СМИ нейтрально относящихся к России стран, не являясь государственными, могут в погоне за конъюнктурой транслировать западные нарративы. Все эти моменты необходимо учитывать при проработке решений и проектов.   

С другой стороны, поверьте, в мире достаточно СМИ, которые действительно хотят понять, чем и как живет Россия. Мы имеем немалый поток обращений за комментариями и интервью со стороны индийской, китайской, африканской, латиноамериканской прессы.

Не стоит забывать и об интенсивном развитии экономического и гуманитарного сотрудничества России с такими международными объединениями, как ЕАЭС, БРИКС, ШОС и АСЕАН. Как вы знаете, в следующем году председательство в БРИКС переходит к России, НИУ ВШЭ будет продолжать активно работать с участниками объединения с целью поиска новых возможностей и новых перспектив, тем более что с 2024 года в БРИКС будут входить уже 11 государств, представляющих экономическое мировое большинство.

Одной из важных составляющих оптимизма является широкий выбор самых актуальных образовательных программ, которыми располагает ВШЭ. Во всех четырех макрорегионах, с которыми мы развиваем сотрудничество, — и в Азии, и в Африке, и на Ближнем Востоке, и в Латинской Америке — наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуются образовательные программы, входящие в так называемый блок STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Доля студентов, получающих образование по этим дисциплинам, составляет в этих регионах от четверти и выше, а в Малайзии превышает 43%. Вышка, со своей стороны, не просто предлагает англоязычное и русскоязычное образование как по STEM-направлениям, так и по другим дисциплинам. В рамках проектного обучения студенты участвуют в решении реальных задач крупнейших российских и международных корпораций, а к моменту получения диплома свыше 90% выпускников уже трудоустроены.

Важна и работа Вышки с каждым иностранным абитуриентом. Дирекция по работе с молодежью за рубежом ежегодно реализует множество проектов, привлекая к процессу и академических руководителей, и менеджеров программ, и преподавателей.

Перспективным направлением является работа по объединению усилий НИУ ВШЭ с зарубежными университетами по развитию научных исследований на основе грантовой поддержки. Напомню, сегодня в университете создано более 50 центров превосходства, исследования с привлечением известных зарубежных ученых идут в самых разных областях. Нам есть что предложить коллегам с точки зрения научной экспертизы и технического оснащения наших лабораторий, мы открыты для этого диалога

Обсуждаем мы с зарубежными партнерами и совместные образовательные программы двойных дипломов, в рамках которых преподавание предполагается на национальном и английском языках. В запуске таких программ университет в свое время стал одним из пионеров, поэтому эта тема в ходе переговоров имеет не абстрактный, а абсолютно прикладной характер. 

Эти и другие факторы позволяют исходить из того, что наш успех зависит в первую очередь от нас, а не от внешних обстоятельств.

— Вы уже упомянули о конкуренции на международном рынке образования. Сегодня ведущие мировые университеты стараются выходить на абитуриентов напрямую, минуя посредников. Что делает Вышка в этом направлении?

— В прошедшем учебном году университет принял участие в восьми крупных зарубежных образовательных выставках, в ходе которых были проведены десятки мастер-классов, консультаций, встреч с абитуриентами и их родителями. Просветительские онлайн-мероприятия для иностранных граждан проводятся практически еженедельно. В них принимают участие и преподаватели, и студенты НИУ ВШЭ.

Осенью Вышка примет участие в крупнейшей образовательной выставке Китая — China Education Expo 2023, которая состоится в октябре в Пекине.

Кроме того, мы запустили программу открытия лицейских классов за рубежом, пилотной страной стал Узбекистан. В течение нескольких месяцев для учащихся двух академических лицеев Ташкента было проведено более десятка очных образовательных интенсивов по таким предметам, как международные отношения, информационные технологии, мировая экономика. Этот формат работы считаю очень успешным, будем его развивать и расширять с точки зрения стран применения.     

Все, о чем я сейчас рассказываю, — только часть работы, которая сегодня ведется на международном направлении. Работать приходится много и быстро, не сомневаюсь, что и накопительный, кумулятивный эффект будет иметь место.

— Что бы вы пожелали тем, кто перешел на следующий курс, и тем, кто только получил студенческий билет?

— Хотела бы пожелать всем нашим студентам усердия и настойчивости. Вышка по праву считается университетом первого выбора самой талантливой молодежи, учиться у нас стремятся лучшие из лучших. Учитесь работать. Не теряйте времени: развивайте ваши навыки, открывайте новые области знаний, принимайте решения, которые считаете правильными, идите к вашим целям. Верю в то, что вы справитесь и совсем скоро станете достойными членами сообщества настоящей интеллектуальной элиты — сообщества выпускников Вышки.

Вам также может быть интересно:

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.

«У нас возникают эффекты перелива идей от фундаментальных проектов к прикладным и — обратные»

Созданная 11 лет назад Международная лаборатория экономики нематериальных активов (МЛЭНА) дала старт созданию институционализированных научных подразделений в пермском кампусе Вышки. Компетенции сотрудников лаборатории по обработке и анализу данных позволили им сочетать фундаментальные исследования и прикладные проекты, в том числе по разработке моделей рисков и кибербезопасности для Сбера. О деятельности МЛЭНА «Вышке.Главное» рассказали заведующий лабораторией профессор Петр Паршаков и старший научный сотрудник профессор Мария Молодчик.

Преподаватели Вышки награждены премией Yandex ML Prize 2025

Премия Yandex ML Prize вручается преподавателям и руководителям образовательных программ, благодаря которым в России развивается область искусственного интеллекта. В этом году лауреатами, отобранными из 300 соискателей, стали 10 человек, и среди них трое сотрудников факультета компьютерных наук (ФКН) Вышки. Также была вручена специальная награда «Зал славы» — за вклад в становление машинного обучения как образовательного направления. Одним из ее обладателей стал Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ФКН ВШЭ.

Ученые ВШЭ показали, как с помощью МЭГ точнее картировать речь в мозге

Ученые из Центра языка и мозга ВШЭ показали, как точнее определять границы речевых зон в мозге. Для этого они использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ) вместе с заданием на завершение предложений, которое активирует речевые области и показывает их работу в реальном времени. Такой подход поможет врачам лучше планировать операции и повысит точность диагностики в тех случаях, когда фМРТ не является оптимальным методом. Исследование опубликовано в журнале European Journal of Neuroscience.

И пациенты довольны, и медработники не выгорают

В НИУ ВШЭ прошла стратегическая сессия, посвященная внедрению принципов человекоцентричности в медицинские организации. Мероприятие организовала Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) ВШЭ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Главная тема обсуждения — как сделать систему оценки качества работы медицинских учреждений отражением реального опыта пациентов и сотрудников.