• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Научная среда»: как сохранить мотивацию на долгой дистанции

В конце сентября в Профессорском клубе Вышки прошел семинар «Научная среда», посвященный теме мотивации в исследовательской деятельности. Молодые ученые, аспиранты и стажеры университета собрались, чтобы обсудить, как сохранять внутренний ресурс и энергию в условиях высокой академической нагрузки.

«Научная среда» — серия мероприятий, целью которых является поддержка молодых исследователей Вышки и создание пространства для обсуждения актуальных вопросов академической жизни. Сентябрьская встреча была сфокусирована на теме мотивации и внутренних ресурсов. В условиях растущего давления на исследователей — от дедлайнов и гонки за публикациями до постоянного информационного шума — важно говорить о том, как сохранять энергию на длинной дистанции, находить устойчивые источники вдохновения и развивать практики самопомощи.

Андрей Кожанов и Кристина Туренко
© Высшая школа экономики

К участникам встречи обратились Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов, и Кристина Туренко, менеджер Центра научной интеграции. Они отметили важность начала учебного года как точки нового старта и пригласили молодых ученых включиться в интерактивный разговор о том, как сохранять мотивацию в академической работе.

Дмитрий Чешев
© Высшая школа экономики

Открыл обсуждение Дмитрий Чешев, пловец-параатлет, спикер TEDx. Он рассказал о теории множественного интеллекта, сделав особый акцент на развитии витального интеллекта. Спикер на личном опыте продемонстрировал, что навыки сохранения энергии являются ключом к достижению поставленных целей. Дмитрий Чешев обсудил вместе со студентами долгосрочную мотивацию для проведения научных исследований: ее лучше строить на положительных эмоциях, основная из которых — удовольствие от самого процесса создания нового знания.

Участники вместе сформулировали несколько простых правил для восстановления энергии:

 сделать что-то противоположное рутинной деятельности;
 пообщаться с «людьми-батарейками» для вдохновения и позитивных эмоций;
вернуться к хобби, которые приносят удовольствие (спорт, чтение, путешествие).

Владислав Сотников, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова, в формате диалога обсудил с участниками семинара, что понимается под академическим шумом. Это не только внешние препятствия — дедлайны, публикационная гонка, организационные перегрузки, — но и постоянные отвлекающие факторы, отнимающие энергию.

Владислав Сотников
© Высшая школа экономики

Владислав Сотников подробно рассказал о психофизиологии мотивации, развеял популярные мифы о гормонах удовольствия и объяснил, как правильно понимать их роль в поддержании энергии и интереса к делу. Например, спикер отметил, что многозадачности с точки зрения нейронаук не существует, более того, работа в таких условиях только вредит когнитивным процессам, вызывая стресс и снижение концентрации.

Также было уделено внимание связи мотивации с биохимией мозга: так, дофамин, отвечающий за предвкушение и любопытство, может активно вырабатываться и поддерживать мотивацию на этапах поиска научной литературы и формулирования проблемы исследования, а серотонин и окситоцин, которые ответственны за чувство уверенности и социальной поддержки, активизируются на живых встречах единомышленников — на научных семинарах, профессиональных встречах.

В завершение молодым исследователям предложили конкретные техники самопомощи для поддержания мотивационной системы, основанные на нейрохимии мозга, — «дофаминовое протоколирование» и «кортизоловый сброс», а также набор упражнений, помогающих бороться с выгоранием.

Книжные рекомендации спикеров

Ангела Дакворт «Упорство. Как развить в себе главное качество успешных людей»
Тони Шварц «То, как мы работаем, — не работает. Проверенные способы управления жизненной энергией»
Джим Лоэр, Тони Шварц «Жизнь на полной мощности. Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью»

Участники «Научной среды» подчеркнули практическую пользу встречи. «Было здорово, что сразу давали конкретные инструменты, которые можно применить в жизни», — говорили многие молодые ученые. Они также отметили, что семинар стал пространством вдохновения для движения вперед. «После семинара появилось ощущение, что у меня есть новые ресурсы для преодоления трудностей в моей научной работе», — сказал один из участников.

Семинар стал площадкой не только для обмена опытом, но и для создания поддерживающего сообщества. Молодые исследователи подчеркнули, что обсуждение вопросов мотивации помогает почувствовать себя частью академической среды и увидеть, что трудности на длинной дистанции знакомы каждому и справиться с ними возможно.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»

Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.