МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
Движок Claw Engine — инструмент для разработки видеоигр, основанный на генеративно-нейросетевых технологиях для быстрого прототипирования игровых идей и использования сложных геймплейных шаблонов механик. Комплексный проект реализуется около двух лет студенческими командами мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ. Осенью 2024 года была запущена первая версия движка, которая была ориентирована на базовую архитектуру и упрощенный визуальный интерфейс. Среда позволяла работать с трехмерными изображениями и программировать собственные игровые сценарии.
Илья Семичаснов
«Задача Claw Engine — заменить ушедшие импортные игровые движки, автоматизировать работу над рутинными задачами, оптимизировать процесс создания игры и упростить разработку не только игр, но и других интерактивных приложений. Движком смогут пользоваться как начинающие программисты, так и опытные создатели игр: для новичков предусмотрен интуитивно понятный интерфейс и low-code-подход, а профи могут использовать язык программирования C# для более детальной проработки проекта», — рассказывает о продукте Илья Семичаснов, руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».
В июне 2025 года стартовало открытое тестирование второй версии игрового движка. Участие приняли более 600 разработчиков. Новый релиз демонстрирует, как экспериментальная идея превратилась в технологически зрелый продукт.
«Вторая версия Claw Engine — это не просто обновление. Это уже полноценная модульная платформа, переход к инженерному продукту с архитектурой, рассчитанной на развитие, расширение и реальное применение», — рассказывает Владимир Никитин, руководитель проекта Claw Engine и заместитель руководителя мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».
Новый релиз включает полностью переработанный визуальный редактор сцен, поддержку пользовательских скриптов на C#, систему оптимизации производительности, уникальный алгоритм уровней детализации, который учитывает не только расстояние до камеры, но и пространственные связи между объектами. Такой подход позволяет значительно снизить нагрузку на систему и запускать проекты даже на маломощных устройствах. Это серьезный технологический сдвиг, особенно для образовательного и инди-сегмента.
«Мы создаем движок, в котором можно не просто собирать сцены, а внедрять собственные технологические решения — в графику, поведение, физику. Это возможность для студентов и молодых разработчиков выстраивать инженерное мышление через реальную работу», — отмечает Илья Семичаснов.
Открытое тестирование второй версии движка — важный шаг не только в развитии продукта, но и в его выходе за рамки вуза. Разработчики из разных регионов России получили доступ к сборке и помогают отладить ее работу в разных условиях.
В ближайших планах команды — добавление графического и физического модулей нового поколения, расширение возможностей ИИ и реализация системы плагинов. Разработка идет итеративно, с учетом обратной связи от сообщества. Так, в декабре 2024 года Claw Engine был представлен на выставке RED EXPO — главном событии игровой индустрии в России. Посетители могли протестировать преальфа-версию движка и оценить его ключевые функции: работу с 3D-сценами, базовый редактор и поддержку пользовательских скриптов. В мае 2025 года проект также был презентован на Positive Hack Days — одном из крупнейших технофорумов страны. Команда мастерской показала, как Claw Engine используется в инженерных и образовательных задачах — от моделирования поведения объектов до создания интерактивных сред. Участие в этих мероприятиях стало важным шагом в развитии продукта и расширении профессионального интереса к нему.

Claw Engine уже применялся как основа для хакатонов, учебных курсов, дипломных проектов и R&D-экспериментов. Продукт является частью образовательной и проектной экосистемы МИЭМ.
Работа над Claw Engine объединяет несколько самостоятельных студенческих проектов, реализуемых в рамках инновационной проектной модели МИЭМ. Сегодня у команд сформированы технические процессы, выстроена система тестирования, активно развиваются внутренняя документация и система поддержки пользователей.
«Claw Engine — один из тех флагманских проектов в МИЭМ, где оттачивается современная проектная модель. Сегодня технологические проекты требуют четкой организации рабочего взаимодействия между многочисленными проектными командами, решающими свою задачу в рамках создания единого большого продукта. Именно так сегодня работают крупные ИТ-гиганты. В этом смысле мастерская «Игровая инженерия и интерактивные системы» выполняет функции связующего хаба, главного оператора всего процесса создания продукта», — рассказывает Илья Семичаснов.
В 2025 году на базе мастерской открывается онлайн-магистратура «Цифровая инженерия для компьютерных игр» — программа, ориентированная на тех, кто хочет не просто разрабатывать игры, а проектировать технологические решения для них. Академическим руководителем программы станет руководитель мастерской Илья Семичаснов.
Программа охватывает архитектуру игровых систем, работу с ИИ, математическое моделирование, VR и другие направления на стыке инженерии и геймдева. Учебный процесс включает проектную работу, сотрудничество с индустрией и возможность стать частью команд, работающих над реальными инструментами.
Прием документов в магистратуру «Цифровая инженерия для компьютерных игр» открыт до 15 сентября 2025 года.
Подробнее — на сайте МИЭМ НИУ ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
Географы НИУ ВШЭ, используя GPT, создали базу данных об опасных природных явлениях
Географы Вышки создали новую технологию в ходе исследования «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России», реализованного в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» в 2024 году. В 2025 году разработка географов Вышки стала финалистом международного конкурса “AI for Good: Innovate for impact”, в июле она будет представлена на международном cаммите ООН.
НИУ ВШЭ и АО «Нанотроника» запускают стратегическое партнерство в области электронного машиностроения
На состоявшейся в начале июня отраслевой конференции «Электронное машиностроение — 2025» МИЭМ НИУ ВШЭ и АО «Нанотроника» (входит в Группу компаний «Элемент») заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Конференция прошла в кампусе СберУниверситета и объединила более 600 участников из 200 организаций, включая ведущие предприятия, научные центры и вузы. Мероприятие проходило при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства промышленности Республики Беларусь.
«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения
25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.
«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»
Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
На пути к антихрупкости: устойчивые финансы — основа для развития компании
В Высшей школе экономики состоялась презентация вышедшей в издательстве университета книги «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний». Авторы исследования представили ключевые результаты и обсудили тенденции развития корпоративного сектора в России и мире.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.
НИУ ВШЭ, Минобрнауки и «Иннопрактика» объединили усилия для формирования системы социально-психологического благополучия российских студентов
20 июня в Санкт-Петербурге состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между компанией «Иннопрактика», Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ «Высшая школа экономики».
НИУ ВШЭ и РВБ подписали соглашение о сотрудничестве
19 июня в рамках Петербургского международного форума ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и основатель Wildberries, глава РВБ (Объединенной компании Wildberries & Russ) Татьяна Ким подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о развитии и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также поддержке профессиональных кадров. Также, в рамках соглашения РВБ станет партнером Летней экономической школы, которая проходит при поддержке НИУ ВШЭ.