Онлайн-кампус ВШЭ запускает образовательный портал для повышения технологической грамотности россиян
Онлайн-кампус Высшей школы экономики открывает портал «Вышка.Тех» для специалистов, желающих научиться органично интегрировать передовые технологии в рабочие процессы. Функционал сайта объединяет в себе экспертизу академического сообщества и представителей рынка, обеспечивает пользователей практико-ориентированными материалами от ведущего вуза страны.
На площадке представлены лекции, которые в доступном формате знакомят слушателей с различными аспектами новых технологий. Для этого пользователи получат доступ к статьям, курсам и образовательным программам. Также портал включает в себя карьерный блок с новостями, аналитикой, рекомендациями по профессиональному развитию и кейсами представителей студенческого сообщества.
Аналитики онлайн-кампуса Вышки в рамках разработки портала провели исследование.
Опрос проведен среди 1283 респондентов в возрасте от 18 лет. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования. Вопросы предполагали множественный выбор, указаны наиболее популярные ответы респондентов.
Лишь 24% опрошенных россиян уверенно взаимодействуют с инновационными инструментами, 27% время от времени чувствуют недостаток знаний и навыков в этой области. Остальные 49% считают, что разбираются в технологиях хуже своих знакомых. Чаще всего россияне оценивают собственный уровень владения технологиями на 4 балла (37%) из 5 возможных, «удовлетворительно» ставят себе 28%, а самую низкую оценку — 16%. Только 8% оценили свои знания в этой области на отлично. Среди самых популярных причин, мешающих подтянуть цифровую грамотность, опрошенные назвали недостаток времени (33%) и мотивации (27%), сложность поиска структурной информации и отсутствие единой базы знаний (по 17%).
Говоря о частоте взаимодействия с технологиями, 43% сообщают, что обращаются к ним каждый день, 23% — несколько раз в неделю, а 13% — крайне редко. Их применяют для помощи в обучении и для решения бытовых задач (по 23%), автоматизации рабочих процессов (19%), развлечения (14%). Более половины (55%) считают, что технологическая грамотность необходима для комфортной жизни в современном мире, также каждый второй опрошенный (52%) хотел бы ее повысить.
Юлия Ремезова
«Несмотря на обилие информации о технологиях в свободном доступе, у россиян есть запрос на поиск достоверных, качественных образовательных материалов, с помощью которых они смогут обучиться использованию цифровых инструментов, — говорит Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. — Портал “Вышка.Тех” станет базой знаний для всех желающих изучить новые технологии. В современном мире цифровая грамотность — это не просто преимущество, а необходимость, поэтому важно, чтобы у каждого была возможность получить знания в этой области».
В ходе исследования выяснилось, что респонденты знают о применении новых технологий лишь в отдельных сферах, хотя автоматизация и цифровизация активно проникают на разные рынки. Чаще всего участники упоминают безопасность (37%), финансы (21%), развлечения (18%), госуправление и логистику (по 17%), а также развитие городской инфраструктуры (16%). Только каждый шестой считает, что технологии используются во всех отраслях. Меньше всего осведомлены об их применении в агропромышленном комплексе (3%) и юриспруденции (2%).
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ — лидер среди российских вузов по количеству очных онлайн-программ и обучающихся на них студентов. С запуска первой в стране англоязычной онлайн-магистратуры Master of Data Science в 2020 году показатель количества студентов, принятых на 1-й курс, вырос в 12 раз. Сегодня в онлайн-кампусе проходят обучение более 4700 студентов из России и других стран. Почти каждый второй зачисленный на платные места магистратуры в НИУ ВШЭ в 2024 году — онлайн-студент.
Вам также может быть интересно:
В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты
Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.