• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике

Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике

© Высшая школа экономики

До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.

Тамара Протасевич

«Всероссийская олимпиада “Высшая проба” ориентирована не только на выявление талантливых ребят и привлечение их в НИУ ВШЭ, но также на то, чтобы участники смогли приумножить знания, развить компетенции, сформировать навыки, которые они смогут применить и в профессиональной деятельности, и повседневной жизни», — отмечает Тамара Протасевич, директор по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ.

По ее мнению, сотрудничество с крупными российскими работодателями позволяет делать олимпиадные задания не просто интересными и сложными, но и практико-ориентированными: «Благодаря нашим партнерам, привлеченным университетом к разработке заданий, “Высшая проба” становится интереснее, качественнее и, самое главное, полезнее».

Профиль «Финансовая грамотность»: задания от Благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее»

Фонд поддерживает развитие российского образования с учетом вызовов быстро меняющегося современного мира. Он инициирует, реализует и оказывает поддержку проектам, которые направлены на раскрытие личностного потенциала школьников, развитие у них навыков XXI века и новых грамотностей — финансовой и цифровой.

Специалисты фонда принимают участие в разработке заданий по профилю «Финансовая грамотность» второй год — благодаря его поддержке состязания стали доступны не только старшеклассникам, но и ученикам 7–8-х классов. Им предлагаются междисциплинарные задания, в которых используется материал различных школьных предметов: литературы, истории, обществознания, математики, географии. Вопросы по предпринимательству, например, формулируются с использованием сюжета пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», а вопросы по структуре расходов погружают участника в историю Древнего Рима.

Выполнение заданий требует не только знания школьной программы, но и насмотренности, широкого кругозора, читательской грамотности и любопытства. Такой подход позволяет сделать задания интересными, расширяет представление участников о сферах применения финансовой грамотности, демонстрирует практическую пользу осведомленности, знаний, навыков, установок, связанных с финансами, для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия.

Нина Осипова, руководитель программы «Финансовая грамотность» БФ «Вклад в будущее»:

— Для нашего фонда важно изучение основ финансовой грамотности школьниками как развитие ключевой жизненной компетенции через личную заинтересованность обучающегося, а не только как освоение обязательного школьного предмета. Формирование финансовых привычек требует времени и осознанности, поэтому молодость в вопросе изучения финансовой грамотности — главный союзник. Современные школьники — участники экономических процессов нашей страны, их образованность и широта кругозора — залог будущих успехов и благополучия населения.

Профиль «Финансовая грамотность»: задания от «Тинькофф Инвестиций»

«Тинькофф» — один из лидеров мирового финтеха, а «Тинькофф Инвестиции» — крупнейший брокер по числу клиентов в России. Развитие финансовой грамотности населения входит в их ключевые приоритеты.

Эксперты «Тинькофф Инвестиций» разрабатывают блок заданий для 9–11-х классов на тему финансов и инвестиций, и они касаются действий, которые многие взрослые совершают в повседневной жизни. Например, как распорядиться накоплениями, чтобы получить хорошую доходность, как управлять рисками, как составить свой инвестиционный портфель по заданным параметрам.

В заданиях используются реальные вводные — курсы валют, инфляция, ключевая ставка, стоимость золота, ставки по депозитам, дивидендная доходность, купоны по облигациям, НДФЛ, налоговые вычеты и т.д. Упоминаются макроэкономические факторы и геополитические риски. Когда дети выполняют такие задания, они учатся мыслить во взрослых категориях и строить логические связи между разными параметрами.

Задания также помогают отработать применение математических инструментов на примерах, с которыми сталкивается каждый человек, — например, умение считать сложные проценты пригодится не только инвесторам, но и тем, кто хочет взять кредит.

Александр Кралькин, руководитель социальных и образовательных сервисов «Тинькофф Инвестиций»:

— Участие в разработке заданий олимпиады «Высшая проба» — наш стратегический вклад в формирование у молодых людей правильного отношения к своим финансам и инвестициям. Сегодня инвестиционная активность населения, вовлечение будущих поколений в фондовый рынок — один из важных факторов роста экономики: доля розничных инвесторов в структуре торгов на Московской бирже уже превышает 80%.

В современном динамичном мире ребята впервые сталкиваются с понятием денег в детском саду, а в начальной школе привыкают распоряжаться небольшими суммами на карманные расходы и копить. Основная и старшая школа — это время становления взрослых привычек и формирования собственных взглядов, которые во многом определяют будущее. Мы как лидеры в сфере розничных инвестиций готовы поддерживать этот молодой образовательный тренд и делиться накопленными знаниями с подрастающим поколением.

«Тинькофф Инвестиции» участвуют в разработке заданий третий год и исходят из того, что большинство участников олимпиады уже обладают мышлением инвестора и готовы к первым самостоятельным шагам на бирже (это выяснилось уже в первый год в ходе проверки работ и общения с участниками). Так что предлагаются задания разной сложности, в том числе, по оценке профессиональных инвесторов и аналитиков, достаточно сложные, и каждый год находятся участники олимпиады, которые их решают и получают максимальный балл.

Профиль «Социология»: задания от Фонда «Общественное мнение»

ФОМ — это научно-ориентированная исследовательская компания, один из лидеров рынка эмпирической социологии. Его деятельность охватывает практически все сферы изучения общественного мнения. ФОМ был и остается прежде всего «фабрикой опросов», созданной 30 лет назад (30-летие отмечалось в 2022 году) и с тех пор работающей в непрерывном режиме. К разработке заданий «Высшей пробы» по профилю «Социология» для школьников 9–11-х классов ФОМ в этом году подключается впервые.

Разработчик заданий — управляющий директор ФОМа Лариса Паутова, доктор социологических наук и эксперт в сфере молодежных исследований. Она отмечает, что при разработке олимпиадных заданий учитываются возрастные особенности детей и выбираются темы не слишком острые или сложные для детского восприятия. В то же время задания ориентированы прежде всего на тех, кто уже задумался о профессиональном самоопределении, поэтому при их разработке принимаются во внимание актуальные тренды российского рынка социологических исследований.

Задания представлены в формате, удобном для восприятия школьниками, используется наглядный иллюстративный материал. Они развивают навыки работы со статистической информацией, ее осмысления и интерпретации.

Лариса Паутова, управляющий директор Фонда «Общественное мнение»:

— Одним из приоритетных принципов деятельности ФОМа является социальная ответственность. Поэтому мы заинтересованы в участии в том числе и в образовательных активностях для учащихся разных возрастов. ФОМ много лет ведет замеры молодежных настроений, и школьники для нас как исследователей не менее интересны, чем студенческая молодежь.

Мы не первый год сотрудничаем с Высшей школой экономики. На факультете социальных наук с 2004 года действует наша базовая кафедра, с 2013 года ФОМ является основным партнером университета в сборе информации по лонгитюдному проекту «Траектории в образовании и профессии». Есть опыт взаимодействия с Лицеем НИУ ВШЭ. Разработка заданий олимпиады «Высшая проба» станет еще одним совместным проектом, способствующим сближению образования и практической работы исследователя общественного мнения.

В планах ФОМа — введение специальной номинации для участников олимпиады «Высшая проба» по профилю «Социология» и награждение победителей в номинации эксклюзивными призами от компании.

Вам также может быть интересно:

Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня

Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.

«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров

Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.

«Высшая проба» по промышленному программированию: как подготовиться и принять участие

В этом учебном году на олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль для учеников 9–11-х классов — «Промышленное программирование». Его соорганизатор — «Яндекс». О том, на кого рассчитан профиль, какие задания будут предложены и что необходимо для победы, в интервью «Вышке.Главное» рассказал руководитель Яндекс Лицея Александр Паволоцкий.

На олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль — «История искусств»

В 2024/25 учебном году олимпиада по этому профилю пройдет впервые. Она рассчитана на учеников 9–11-х классов, которым интересно искусство разных эпох и которые планируют свое профессиональное развитие в сферах, связанных с искусством, — науке, музейной работе, художественной критике и других.

Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 14:00 (мск) 5 ноября

В 2024/25 учебном году Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» проводится по 30 профилям, в том числе по двум новым — «Промышленное программирование» и «История искусств». Диплом победителя или призера по новым профилям даст дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вуз, а по всем остальным — право зачисления на бюджет без вступительных испытаний или 100 баллов за ЕГЭ. На олимпиаду уже зарегистрировано более 22 тыс. участников.

«Олимпиада по люБВИ»: в Москве наградили дипломантов «Высшей пробы»

Церемония награждения победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» впервые прошла на одной из самых престижных концертных площадок страны — в Светлановском зале Московского международного дома музыки. В ней приняли участие около 1,5 тысячи школьников из 62 регионов. Лучшие из лучших были отмечены в специальных номинациях, установленных оргкомитетом олимпиады. В этом году «Высшая проба» проводится при всесторонней поддержке Сбера.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах

Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».

Заключительный этап олимпиады «Высшая проба» прошел в 37 городах России

Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба» в этом учебном году была проведена по 27 профилям, не считая профиля «Анализ данных» в формате Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Общее число регистраций составило 259 479 — почти на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. За выход во второй (заключительный) этап соперничали 114 236 участников, приглашение на заключительный этап получили 34 442 участника. Для проведения очных состязаний заключительного этапа в разные регионы было направлено почти 50 преподавателей из всех кампусов НИУ ВШЭ.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний

Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.