Корпорации и волонтерство
19 сентября в Высшей школе экономики на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ с докладом «Корпоративное волонтерство: глобальная перспектива» выступил Кенн Аллен, ведущий международный специалист по данной проблематике.
Кенн Аллен известен как один из первых исследователей корпоративного волонтерства в мире. На протяжении двенадцати лет он возглавлял Национальный центр волонтерства в США (The National Center for Voluntary Action), был президентом Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE). Во время этого визита российской публике Кенн Аллен представил результаты только что завершившегося первого комплексного исследования глобального корпоративного волонтерства.
Глобальный исследовательский проект корпоративного волонтерства (Global Corporate Volunteering Research Project) был проведен в 2009-2011 годах Глобальным советом по корпоративному волонтерству (Global Corporate Volunteer Council) по инициативе Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE). Совет является сетью, объединяющей более 30 международных компаний. Цель исследования заключалась в разработке теоретического понимания корпоративного волонтерства, а также изучении существующих в мире практик корпоративного волонтерства, которые могут помочь компаниям повысить эффективность своей деятельности.
В ходе исследования были опрошены представители коммерческих и некоммерческих организаций, академического сообщества, консультанты и эксперты. В исследовании приняли участие 48 мировых компаний, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе, Латинской и Северной Америке.
Корпоративное волонтерство в мире понимается по-разному. Для одних это любые действия работодателя, направленные на поощрение и поддержку волонтерства сотрудников в местных сообществах, для других — это обобщающий термин (umbrella term), существующий для обозначения различных добровольных действий, таких как, например, волонтерство сотрудников (employee volunteering); волонтерство, поддерживаемое работодателями (employer-supported volunteering); вовлеченность сотрудников в дела сообщества (employee community engagement).
Существуют также различные формы корпоративного волонтерства. Некоторые компании посвящают этому определенное время в году (дни, недели, месяцы), другие поощряют индивидуальное волонтерство. Распространенными формами являются различные командные проекты и волонтерство, основанное на использовании навыков сотрудника.
В связи с этим у исследователей возникают вопросы: является ли волонтерством деятельность самих компаний, следует ли платить работникам за такую деятельность, и обязаны ли сотрудники быть волонтерами? Можно ли разделить понятия «индивид как волонтер» и «компания как волонтер»? Однозначных ответов на эти вопросы, по словам Кенна Аллена, нет.
Вместе с тем корпоративное волонтерство необходимо, потому что оно несет положительные социальные и личностные эффекты. Корпоративное волонтерство для общества может быть источником поддержки наиболее талантливых, квалифицированных и активных людей, деятельность которых направлена на решение социальных проблем в сообществе. Сотрудники компаний, участвуя в корпоративном волонтерстве, расширяют свои социальные связи, приобретают новые знакомства, совершенствуют или приобретают новые навыки и компетенции, получают моральное удовлетворение.
Сами компании посредством практики корпоративного волонтерства имеют возможность улучшить собственный имидж, выстраивать внешние связи, развивать кадровый потенциал. Корпоративное волонтерство позволяет привлечь и удерживать квалифицированных специалистов, создавать хороший психологический микроклимат в коллективе, поддерживать корпоративную культуру и формировать лояльность сотрудников к компании.
В результате проведенного исследования были сформулированы четыре концептуальные модели корпоративного волонтерства. Бизнес-ориентированная модель рассматривает корпоративное волонтерство как инструмент создания добавленной стоимости компании за счет улучшения имиджевых характеристик, развития бренда компании. Во второй модели корпоративное волонтерство понимается как социальные услуги. В этом случае волонтеры привлекаются для оказания помощи социально незащищенным слоям общества — бедным и пожилым людям, инвалидам, малообеспеченным и так далее. Спецификой третьей модели — корпоративное волонтерство как социальное развитие — является то, что усилия волонтеров направлены на принципиальное решение социальных проблем, изменения ситуации в обществе. Развитие человеческого потенциала — четвертая модель корпоративного волонтерства. Ее специфика в стремлении к воспитанию вовлеченных, заинтересованных и активных граждан, в стимулировании развития личности сотрудников через добровольчество.
Основные выводы глобального исследования состояния корпоративного волонтерства (Global State of Health) можно свести к следующему. Корпоративное волонтерство — это динамичная мировая сила, приводимая в движение компаниями, которые хотят внести значимый вклад в решение серьезных глобальных и локальных проблем. При этом единых принципов, общих для всех, просто не существует. Это связано с тем, что корпоративное волонтерство как «большой шатер» охватывает разные сферы жизни и деятельности людей и компаний. Формы и инструменты корпоративного волонтерства зависят от культурных традиций. В этом смысле, по мнению Кенна Аллена, вместо термина «лучшие практики» уместнее употреблять термин «вдохновляющие практики».
Распространение корпоративного волонтерства происходит в глобальных компаниях в наиболее развитых странах. При этом растет и «локальное» корпоративное волонтерство в региональных и национальных компаниях. Кенн Аллен выделяет глобальный и локальный подходы к корпоративному волонтерству. Транснациональные компании могут создавать «именные» проекты («signature projects») или «собственные характерные» партнерства («signature partnerships»), позволяющие повысить эффективность использования ресурсов и уровень осведомленности о себе. В то же время глобальные компании работают на местном уровне, где присутствует своя специфика. Поэтому возникает необходимость предоставления филиалам глобальных компаний возможностей реагировать на региональные, национальные и локальные приоритеты в построении собственной политики корпоративного волонтерства.
Если рассуждать о корпоративном волонтерстве в плоскости регионального сравнения, то исследование показало наличие существенных различий среди макрорегионов. Так, африканские и арабские государства находятся на ранних стадиях построения своих собственных моделей, основанных на богатых культурных традициях волонтерства как естественной, органичной части жизни, что можно объяснить господством семейных и клановых ценностей. Азиатско-Тихоокеанский регион — это сосредоточение активности, поскольку локальные модели появляются в то же самое время, когда в регион транслируются и адаптируются западные модели. И, по словам Кенна Аллена, «миру есть чему поучиться у данного региона».
Европа характеризуется разнообразием подходов к корпоративному волонтерству. Она является безусловным лидером в разработке моделей сотрудничества между компаниями. Латинская Америка демонстрирует жизнеспособность тех моделей, которые акцентируют внимание на социальных изменениях и развитии активного гражданства, при этом оценивая и хорошо осознавая реальный социальный контекст. Северная Америка является наиболее зрелым регионом, деятельность которого сейчас направлена на изучение того, как распространять свои подходы в мире, внедрять свои и адаптировать идеи из других регионов, продолжая развивать инновации.
Как отметил Кенн Аллен, наиболее популярной формой корпоративного волонтерства во всем мире становится волонтерство, связанное с навыками работников. Кроме этого, подобная работа ведется, как правило, в партнерстве с некоммерческими организациями. Корпоративное волонтерство используется и для развития навыков сотрудников, повышения квалификации, развития лидерских качеств и тимбилдинга. Развивается межрегиональное и международное волонтерство. Причем движение идет с Севера на Юг, из Северной Америки и Европы в Азию, Латинскую Америку и Африку. С появлением новых технических возможностей постепенно развивается on-line волонтерство, появляются дистанционные формы участия. Эти технологии сравнительно низкозатратны, однако получаемый эффект достаточно значим. Популярным становится и так называемое микроволонтерство, охватывающее небольшое количество людей. В качестве примера Кенн Аллен говорил о сообществах по обмену книгами.
В ходе реализации проекта исследователи столкнулись и с рядом проблем. В частности, до сих пор отсутствуют общепринятые определения ключевых понятий. Нет согласованного, последовательного сбора эмпирической информации во всех странах. При изучении корпоративного волонтерства используются преимущественно качественные методы, поскольку в глобальном масштабе применение количественных методов крайне затруднено, в том числе по причине низкой сопоставимости получаемых данных. Также, по словам К. Аллена, участники поля корпоративного волонтерства ориентированы скорее на деятельность и недостаточно толерантны к теоретическим концептам и рефлексии.
Завершая выступление, Кенн Аллен рассказал о своем видении будущего корпоративного волонтерства. Несмотря на определенные трудности, оно, убежден эксперт, будет развиваться. В частности, корпоративное волонтерство будет в большей степени уделять внимание вопросам экологии, действовать для устранения последствий природных и техногенных бедствий. Постепенно корпоративное волонтерство становится более инклюзивным: к волонтерству привлекаются бывшие сотрудники компаний, члены семей сотрудников, их друзья, поставщики и клиенты. Также развивается сотрудничество между компаниями, а внутри компаний происходит децентрализация корпоративного волонтерства. При этом оно в большей степени направляется самими сотрудниками, а не менеджментом компаний.
Корпоративное волонтерство позволяет компаниям улучшать свой имидж, но каково в таком случае соотношение затрат на рекламу и организацию корпоративного волонтерства — первый вопрос, который был задан докладчику. По мнению Кенна Аллена, вопрос о том, что эффективнее, реклама и PR или корпоративное волонтерство, не совсем корректен. Корпоративное волонтерство дает долгосрочный позитивный эффект, работает на репутацию компании в перспективе. По всей видимости, должно быть сбалансированное сочетание разных методов, хотя при помощи корпоративного волонтерства невозможно устранить негативные эффекты работы компании. К примеру, производство некой компании связано с выбросами в реку, что наносит вред экологической ситуации в регионе. Несмотря на многолетнюю волонтерскую работу сотрудников на благо города, его жители негативно относились к компании, и был высок уровень недоверия руководству организации.
Галина Бодренкова, президент Российского Центра развития добровольчества, задала вопрос: «Что такое компания-волонтер, если учесть, что волонтерство — деятельность индивидуальная?». Кенн Аллен считает, что компанией-волонтером может называться организация, которая имеет институциональные обязательства и тратит ресурсы на волонтерскую деятельность своих сотрудников. Хотя есть в этом вопросе и определенные сложности. Так, можно ли считать работу по сбору урожая в советское время, когда сотрудники институтов и работники предприятий помогали колхозам и совхозам, волонтерством? С одной стороны, эта работа не была добровольной со стороны сотрудников, но со стороны предприятий — это была помощь. Гораздо важнее, говорит К. Аллен, создать среду для волонтерства. В Корее, например, до 90 процентов сотрудников могут быть добровольцами, поскольку там вообще силен дух коллективизма.
Ирина Мерсиянова |
Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и общество», интересовалась отношением Кенна Аллена к запрету табачным компаниям заниматься благотворительностью. Вопрос не простой. В разных странах мира работают разные законодательные принципы. В США, например, запрещено размещать логотипы табачных компаний при спонсорстве. Во многих странах табачные и алкогольные компании не могут спонсировать спортивные мероприятия, оказывать помощь больницам и школам. Но вопрос, как запретить сотрудникам таких компаний быть волонтерами, остается открытым.
Очевидно, что путей решения многих подобных вопросов может быть несколько. Разработать единые стандарты корпоративного волонтерства в одной отдельно взятой стране, наверное, возможно, однако универсальных принципов, единых для всех, нет. «Мы с коллегой разработали индикаторы эффективности корпоративного волонтерства, — сообщил Кенн Аллен. — Но это не стандарты, а некоторые сигналы, по которым можно отследить активность компаний в области корпоративного волонтерства».
Присутствовавшие на семинаре специалисты высоко оценили результаты, полученные исследователями под руководством Кенна Аллена. В докладе была представлена «интересная и ценная систематизация материала», особенно в части существующих моделей корпоративного волонтерства (Г. Бодренкова). По словам Ирины Мерсияновой, директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, «исследованию нужны количественные данные», применение количественных методов позволит лучше представлять состояние корпоративного волонтерства в разных странах, в том числе и в России. Она выразила уверенность в том, что эта потребность будет удовлетворена в ходе выполнения Центром российской стадии Глобального исследовательского проекта корпоративного волонтерства с широкой по охвату выборкой российских компаний. Это стало возможным, благодаря сложившемуся институциональному партнерству между ВШЭ и Международной ассоциацией добровольческих усилий и поддержке исследовательского проекта в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Корпоративное волонтерство в российских компаниях
24 апреля на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ с докладом «Корпоративное волонтерство в России и мире (по результатам международного исследовательского проекта)» выступила Ирина Краснопольская, научный сотрудник Центра.